18.05.2020
Домашич Наталья Андреевна
Образование: высшее
Квалификационная категория: высшая
педагогический стаж: 40 лет
Основные направления деятельности
учителя-логопеда в МБДОУ
1.
Диагностическая деятельность (проведение исследований)
Диагностическая
деятельность учителя-логопеда позволяет определить тактику коррекционного
воздействия, выбор средств и способов достижения поставленных целей.
Диагностическая
деятельность учителя-логопеда предполагает:
1)
Раннее выявление детей с проблемами в развитии, то есть обследование
воспитанников общеразвивающих групп и выявление среди них детей, нуждающихся в
профилактической и коррекционно-речевой помощи. Результатом проведенной
диагностической работы является подготовка материалов для ПМПк с целью
комплектования специализированных групп для детей с нарушением речи и
индивидуальных занятий с учителем-логопедом.
2)
Стартовое логопедическое и психолого - педагогическое обследование детей,
которое подразумевает изучение уровня речевого, познавательного,
социально-личностного, физического развития и индивидуально-типологических
особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определение
основных направлений и содержания работы с каждым из них.
Целью
такого обследования детей является установление причин, структуры и степени
выраженности отклонений в их речевом развитии, что позволяет сформулировать
объективное логопедическое заключение и наметить индивидуальные программы
коррекционно-педагогической работы на долгосрочную перспективу (учебный год).
3)Сбор
медицинского и педагогического анамнеза, сведений о раннем развитии.
4)
Динамическое наблюдение в процессе обучения, промежуточные срезы. Цель: анализ
результативности коррекционно-педагогического процесса.
2.
Коррекционно-развивающая деятельность
Учитель-логопед
является координатором коррекционно-речевой работы в условиях ДОУ, организует
интегративную деятельность всех участников коррекционно-образовательного
процесса, главными субъектами которого являются: ребенок с особыми
образовательными потребностями, педагогический коллектив ДОУ, родители ребенка.
Коррекционно
- развивающее направление работы логопеда в рамках группы компенсирующей
направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи включает:
· Занятия учителя-логопеда с детьми по
совершенствованию разных сторон речи.
· Совместная деятельность с педагогом - психологом
по стимулированию психологической базы речи.
· Совместная деятельность с воспитателями.
· Совместная деятельность учителя-логопеда и
музыкального руководителя по развитию темпо-ритмической организации речи, общей
моторики детей.
Коррекционная
работа учителя-логопеда с детьми направлена на преодоление речевых и
психофизических нарушений путём проведения индивидуальных, подгрупповых,
фронтальных логопедических занятий.
Фронтальные коррекционно-развивающие занятия:
· по развитию лексико-грамматических категорий
ведется работа по расширению и активизации словарного запаса детей
наименованиями предметов, их частей, качеств, действий, на правильность
соотнесения слова с образом предмета. Вводятся и уточняются обобщающие понятия.
Формируются и развиваются словообразовательная функция речи и словоизменение.
· по развитию связной речи дети учатся составлять
различные модели предложений, пересказывать и составлять рассказы по
демонстрации действий, серии сюжетных картин, сюжетной картине, личному опыту,
описательные и творческие рассказы.
· На занятиях по звуковой культуре речи и
подготовке к обучению грамоте дети
учатся правильно произносить изучаемый звук, дифференцировать его на слух и в
произношении, выполнять звуко-буквенный анализ и синтез слогов и слов.
На
подгрупповых и индивидуальных занятиях с детьми проводится:
1. Дыхательная
гимнастика (формирование длительной, сильной, плавной воздушной струи для
правильного произношения звуков);
2. Артикуляционная
гимнастика (различные упражнения на развитие мышц артикуляционного аппарата);
3. Пальчиковая
гимнастика (упражнения и игры на развитие моторики пальцев рук);
4. Коррекция
звукопроизношения разными способами;
5. Автоматизация
звуков в речи;
6. Дифференциация
звуков в речи;
7. Обогащение
словарного запаса;
8. Закрепление
знаний, полученных детьми на фонтальных и подгрупповых логопедических занятиях.
На
всех вышеперечисленных занятиях проводится совершенствование моторных навыков,
координации, ориентировки в пространстве и конструктивного праксиса. Результаты
логопедической работы отмечаются в речевой карте ребенка к моменту выпуска и
доводятся до сведения воспитателя, администрации детского сада и родителей.
3. Консультативная и просветительская работа с
родителями (законными представителями) и педагогами
Просветительская
деятельность учителя-логопеда подразумевает:
· Совместное проведение родительских собраний, на
которых рассказывается об особенностях развития детей логопедической группы,
факторах риска, основных направлениях коррекционно-развивающей работы, а также
даются практические рекомендации.
· Пропаганду логопедических знаний – повышение
уровня профессиональной деятельности педагогов и осведомлённости родителей о
задачах и специфике логопедической коррекционной работы. Осуществляется через
педагогические советы, методические объединения, родительские собрания,
индивидуальные и групповые консультации, беседы, семинары, открытые занятия,
логопедический стенд для родителей и воспитателей со сменным материалом.
· Консультативная работа учителя-логопеда – это консультирование родителей,
воспитателей, смежных специалистов, по проблемам обучения и воспитания
детей, имеющих речевые нарушения. Осуществляется в форме индивидуальных,
групповых консультаций, бесед, открытых занятий, семинаров.
Основные
направления консультативно–просветительской работы учителя-логопеда с
родителями:
· Формирование положительной мотивации к
взаимодействию с педагогом, активизация заинтересованности в занятиях по
развитию и коррекции речи, подготовке детей к обучению грамоте, коррекции
нарушений письменной речи.
· Выработка адекватного отношения к особенностям
речевой деятельности детей.
· Формирование (повышение) компетенции в вопросах
речевого развития (онтогенеза) детей разных возрастных групп и речевых расстройств
(экспрессивной и импрессивной речи, письма и чтения).
· Обучение основным приёмам
коррекционно–развивающей работы (артикуляторная гимнастика, некоторые
виды логопедических игр, основные правила (алгоритмы) выполнения
письменных заданий и т.д.).
· Ознакомление с различными видами дидактических
пособий и литературы по организации и проведению развивающих занятий в домашних
условиях.
4. Методическая деятельность
· разработка методических рекомендаций для
логопедов, воспитателей и родителей по оказанию логопедической помощи детям;
· перспективное планирование;
· изучение и обобщение передового опыта;
· участие в работе методических объединений
учителей-логопедов;
· обмен опытом (конференции, семинары, открытые
показы и др.);
· поиск наилучших средств коррекции речи детей;
· изучение и внедрение вариативных форм оказания
коррекционной помощи;
· самообразование;
· изготовление и приобретение наглядного и
дидактического материала по развитию и коррекции речи.
5.
Аналитическая деятельность
Аналитическая
работа позволяет логопеду отследить эффективность проводимой
коррекционно-развивающей деятельности, т.е. выделить все возможные
положительные и отрицательные стороны этой деятельности, также отследить
динамику развития каждого ребёнка. Она включает:
· Проведение контрольных срезов, тестовых заданий
(при необходимости).
· Заключение ПМПК по вопросам выпуска детей.
· Подведение итогов работы за учебный год.
Цифровой отчет – анализ о проделанной работе учителя-логопеда.