23.04.2023
РАЗВИВАЕМ МЫШЛЕНИЕ РЕБЁНКА
Во многих сказках главному герою приходится
отгадывать три загадки, чтобы спасти свою жизнь или получить руку и сердце
прекрасной принцессы. Одной из самых трудных загадок считается такая: «Что на
свете всего быстрее?» И умный сказочный герой отвечает: «Всего быстрее мысль
человеческая». Что же такое «мысль», «мышление» и как специально научить
ребенка думать?
Уметь
мыслить — значит уметь оперировать знаниями. (Поэтому важно,
чтобы у ребенка был определенный запас знаний, то есть развит общий кругозор).
Человек обучается умению оперировать знаниями в личном жизненном опыте, но
особенно важно для развития мышления школьное обучение, потому что оно специально
направлено на вооружение учащихся многообразными знаниями и умение их
использовать. Сознательно усваивая учебный материал, вскрывая связи и отношения
между предметами и явлениями действительности, школьники постепенно учатся
формировать точные и ясные понятия, делать правильные суждения и выводы,
строить умозаключения, систематизировать полученные знания, сравнивать,
обобщать и конкретизировать материал. Ни на одну психическую функцию так не
влияет обучение, как на мышление.
И все же знания сами
по себе малоценны, если человек не умеет ими оперировать, применять в нужной
ситуации для решения той или иной проблемы, научной или житейской. Поэтому для
развития мышления столь же важно научиться в процессе получения и накопления
знаний производить умственные операции.
КОМПОНЕНТАМИ МЫШЛЕНИЯ
ЯВЛЯЮТСЯ:
1. Содержательный компонент, то есть знания, полученные в
результате чувственного познания, и сохраненные в виде образов. Знания же,
полученные в результате логического познания, сохраняются в виде понятий.
Понятие – это мысль, выраженная в слове; это обобщенное, опосредованное, общее
(существенное) знание.
2. Операционный компонент – это система мыслительных
операций.
МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ
ОПЕРАЦИИ:
· Анализ
— это мысленное расчленение предмета или явления, выделение его
частей, признаков, свойств.
· Синтез —
мысленное соединение элементов, частей, признаков в некоторое целое. В
отдельных этапах мысленного процесса на первый план выступает или анализ, или
синтез.
Пример: Процесс понимания предложения на
иностранном языке протекает следующим образом. При первом чтении смысл
предложения остается непонятным. Тогда на первый план выступает процесс анализа:
человек выделяет отдельные слова и устанавливает их значение (припоминает,
смотрит в словарь). Однако можно знать значения всех слов в отдельности и
все-таки не понимать смысла предложения в целом. Необходима еще синтетическая
работа мысли — объединение в одно осмысленное целое всех значений отдельных
слов. И только тогда, когда это объединение произошло, человек начинает
понимать смысл предложения. Существенными составляющими логического мышления
являются обобщение и абстрагирование.
· Обобщение
- это мысленное объединение предметов и явлений действительности,
имеющих те или иные общие свойства. Обобщение выражается в том, что среди
конкретных, единичных, индивидуальных особенностей предмета и явления па первый
план выдвигаются те, которые являются общими для целой группы объектов и
характеризуют эту группу.
· Этот
процесс отвлечения от несущественных признаков и мысленного выделения одних
лишь существенных особенностей данной группы объектов называется абстрагированием.
Существует
еще ряд мыслительных операций, овладение которыми необходимо для развития
мышления. Это, например:
· сравнение –
оно позволяет вскрыть сходство и различия вещей/ явлений;
· классификация – объединение
предметов и явлений в классы по сходству;
· аналогия –
установление сходства в каком-нибудь отношении между явлениями, предметами и
понятиями.
ПУТИ РАЗВИТИЯ И
АКТИВИЗАЦИИ
МЫШЛЕНИЯ.
С
помощью специальных упражнений и тренировок можно достичь высокого уровня
овладения мыслительными операциями.
Активизирует мышление способность
самостоятельно ставить задачу и стремление найти решение (т. е. мотивация).
Особенно ценна для развития мышления детей привычка совместно с родителями (а в
последующем – самостоятельно) анализировать информацию, выделять противоречия,
подмечать сходство, видеть необычное в обычном, отходить от привычных штампов,
искать нестандартные, самостоятельные решения.
· Умение сформулировать
вопрос — первый шаг к активной творческой мыслительной деятельности. Родители
могут помочь детям научиться ставить и формулировать вопросы, в том числе и к
учебному материалу.
· Второй шаг — анализ
возможных ответов на этот вопрос и выбор из них верного.
· Третий шаг — проверка
правильности решения.
На продуктивность мышления большое влияние
оказывает эмоциональное состояние. Известно, что высокий уровень волнения
приводит к ухудшению работы мысли. Самые распространенные барьеры в развитии
мышления — это отсутствие мотивации («Мне это не надо»); отказ от активной
мыслительной работы в связи с неуверенностью («У меня это все равно не
получится») и склонностью некритично относиться к авторитетам («Маша
отличница, поэтому ее решение задачи правильнее моего»).
Для
того чтобы научиться самостоятельно продуктивно мыслить, следует воспринимать
свои ошибки как ценную возможность самосовершенствования. А для этого
родителям следует внушать детям веру в себя и свои умственные
способности, учить не бояться ошибок.