Положение об индивидуальном образовательном маршруте воспитанников

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Керчи
Республики Крым «Детский сад комбинированного вида №6 «Радуга»
СОГЛАСОВАНО
педагогическим советом
МБДОУ г. Керчь РК «Детский сад
комбинированного вида №6 «Радуга»
(протокол от 28.08.2024г. № 1)

УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МБДОУ г. Керчь РК
«Детский сад комбинированного вида
№6 «Радуга»
_____________О.В. Ворон
«28» августа 2024 г.

ПОЛОЖЕНИЕ
об индивидуальном образовательном маршруте воспитанников с
ограниченными возможностями здоровья и/или инвалидностью

г. Керчь

2

1. Общие положения
1.1.Настоящее Положение определяет комплекс организационных мероприятий по
обеспечению права воспитанников, в том числе, обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья (далее детей с ОВЗ), и/или инвалидностью, на обучение по
индивидуальному образовательному маршруту (далее ИОМ) в пределах осваиваемой
основной образовательной программы или адаптированной основной образовательной
программы, реализуемой в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном
учреждении города Керчи Республики Крым «Детский сад комбинированного вида №6
«Радуга» (далее - ДОУ).
1.2. Настоящее Положение об индивидуальном образовательном маршруте
разработано в соответствии с нормативными документами:
Конвенцией о правах ребёнка, принятой резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи
от 20.11.1989 г. – ООН 1990; Федеральным законом от 24.07.1998. № 124 – ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
Приказами Министерства просвещения Российской Федерации от 31 июля 2020 г.
№ 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным
программам дошкольного образования» (зарегистрирован Министерством юстиций
Российской Федерации 31.08.2020 г., регистрационный № 59599) и от 28.08.2020 г.;
№ 442 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»
(зарегистрирован Министерством юстиций Российской Федерации 16.12.2020 г.,
регистрационный № 61494);
Санитарно-эпидемиологические требования – Санитарные правила СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28
(зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 18 декабря 2020 г.,
регистрационный № 61573), действующим до 1 января 2027 г.;
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного
образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155);
Федеральный закон от 24.11.1995 № 181 – ФЗ «О социальной защите инвалидов в
Российской Федерации» с изменениями и дополнениями;
Федеральный закон от 03.05.2012 № 46 – ФЗ «О ратификации Конвенции о правах
инвалидов»;
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской
Федерации» от 24.07.1998 № 124 – ФЗ (последняя реакция);
Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2015 года № 1309 «Об
утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и
предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой
помощи» (с изменениями 18 августа 2016 года);
Приказом Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от
29.03.2023 №579 «От утверждении Плана мероприятий по введению федеральных
образовательных программ дошкольного образования в образовательных организациях
Республики Крым, реализующих образовательных программы дошкольного образования»
Письмо Минобрнауки РФ от 10.02.2009 N 06-100 "О психолого-педагогической
поддержке семей с детьми-инвалидами";
Уставом ДОУ;

3

Образовательной программой ДОУ (далее ОП ДО);
Адаптированными образовательными программами ДОУ (далее АОП ДО).
1.2. Настоящее Положение определяет структуру, содержание, порядок разработки
и утверждения индивидуального образовательного маршрута воспитанника в ДОУ.
1.3. Задачи настоящего Положения:
1.3.1. Определение основных организационных механизмов, реализуемых в ДОУ для
обучения по ИОМ;
1.3.2. Обеспечение возможности обучения по ИОМ на уровне дошкольного образования в
соответствии с установленными требованиями;
1.3.3. Обеспечение
соответствия
индивидуального
образовательного
маршрута
требованиям ФГОС ДО;
1.3.4. Выбор оптимальных форм и темпа обучения воспитанников, применяя способы
обучения, которые соответствуют индивидуальным особенностям и возможностям
ребенка;
1.3.5. Определение ответственности педагогических работников ДОУ при обучении по
ИОМ;
1.3.6. Создание условий для развития положительного отношения ребенка к себе, другим
людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;
1.3.7. Формирование у ребенка чувства собственного достоинства, осознания своих прав и
свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды
деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное
время).
2. Цели и задачи использования ИОМ
2.1. Основными целями использования в образовательном процессе
индивидуального образовательного маршрута является:
2.1.1. Для воспитанников:
индивидуально-дифференцированного подхода к каждому ребенку;
формирование познавательных интересов и потребностей ребенка;
создание ситуации успеха;
обеспечение равных стартовых возможностей при поступлении в школу.
2.1.2. Для родителей:
гарантия «наилучшего обеспечения интересов ребенка»;
повышение заинтересованности родителей (законных представителей) в результатах
развития ребенка и совместной педагогической деятельности с ДОУ.
2.1.3. Для педагогических работников ДОУ:
гарантия права на самореализацию и собственный стиль профессиональной
деятельности;
составление индивидуально-характерологический портрета ребенка на основе
диагностического наблюдения;
использование в образовательном процессе активных форм индивидуальной работы,
стимулирующих детские рефлексивные умения.
3. Организационные механизмы, реализуемые в ДОУ в целях образования по
индивидуальному образовательному маршруту
3.1. К основным организационным механизмам, реализуемым в ДОУ с целью
соблюдения права воспитанников на обучение по ИОМ относятся:
3.1.1. Информирование родителей (законных представителей) воспитанников о праве
воспитанников на обучение по индивидуальному образовательному маршруту;
3.1.2. Выявление особенностей и образовательных потребностей воспитанника,
необходимых для разработки ИОМ;

4

3.1.3. Организация обучения по ИОМ в строгом соответствии с ФГОС ДО и ОП ДО или
АОП ДО.
3.1.4. Согласование ИОМ ребенка с родителями (законными представителями)
(Приложение 2)
4. Структура, содержание и порядок разработки ИОМ
4.1. Под индивидуальным образовательным маршрутом понимается комплекс
обучающих, воспитательных и коррекционных мероприятий, обеспечивающий освоение
воспитанником ОП ДО или АОП ДО на основе индивидуализации содержания программы
с учетом его особенностей и образовательных потребностей.
4.2. ИОМ – это форма организации обучения, основанная на принципах:
1 принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития.
Соблюдение данного принципа предполагает выявление потенциальных способностей
к усвоению новых знаний, как базовой характеристики, определяющей
проектирование индивидуальной траектории развития ребенка;
2 принцип соблюдения интересов ребенка;
3 принцип опоры на детскую субкультуру (проектирование деятельности по
сопровождению индивидуального развития ребенка должно опираться на знание
взрослыми опыта проживания возрастных кризисов);
4 принцип отказа от усредненного нормирования.
4.3. ИОМ разрабатывается:
а. для воспитанников, испытывающих трудности в усвоении Основной образовательной
программы ДОУ;
б. для воспитанников с ОВЗ и/или детей – инвалидов.
4.4. ИОМ является формой реализации ОП ДО, АОП ДО дошкольного образования
для обучающихся, испытывающих трудности в усвоении образовательных программ (в
том числе, обучающихся с ОВЗ и/или инвалидностью), и призван:
обеспечить учет индивидуальных особенностей образования обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья;
обеспечить освоение основной образовательной программы, адаптированной
основной
образовательной
программы
детьми
при
наличии
трудностей
обучения/поведения/развития или находящихся в трудной жизненной ситуации;
создать благоприятные условия развития детей в соответствии с их возрастными и
индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого
потенциала каждого ребенка.
4.5. ИОМ реализует право воспитанников на получение образования в объеме,
установленном ФГОС ДО соответствующего уровня с максимальной учебной нагрузкой,
соответствующей требованиям СП 2.4.3648-20 «Санитарно – эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодёжи»,
4.6. ИОМ разрабатывается и утверждается консилиумом ДОУ после проведения и
анализа мониторинга развития воспитанников специалистами ДОУ, а также на основании
Заключения ПМПК детей с ОВЗ, ИПРА детей – инвалидов.
4.7. Заведующий ДОУ несёт ответственность за содержание и выполнение ИОМ.
4.8. Координацию работы по ИОМ осуществляют председатель психологопедагогического консилиума ДОУ (ППк ДОУ).
4.9. В разработке и реализации ИОМ в рамках учебного плана воспитанника
участвуют воспитатели, педагог – психолог, учителя – логопеды, учитель – дефектолог и
другие специалисты ДОУ.
4.10. Родитель (законный представитель) может вносить предложения в ИОМ по
организации образовательного процесса.

5

4.11. В настоящее Положение могут вноситься изменения и/или дополнения.
5. Последовательность действий участников образовательных отношений при
составлении индивидуального образовательного маршрута воспитанников ДОУ
5.1. Этап наблюдения: цель – выявить воспитанников, испытывающих трудности:
личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные, психомоторные или
комплексные.
5.2. Диагностический этап: на данном этапе проводится педагогическое и (или)
психологическое (выявление и изучение индивидуально – психологических особенностей
детей) диагностирование воспитанников. Психологическую диагностику проводит
педагог – психолог, участие ребёнка в психологической диагностике допускается только с
согласия его родителей (законных представителей).
5.3. Этап разработки ИОМ консилиумом ДОУ.
5.4. Родители (законные представители) воспитанников информируются
педагогическим работником об обучении воспитанника по ИОМ в соответствии с
установленными требованиями, в том числе с требованиями, установленными настоящим
Положением.
5.5. ИОМ согласовывается с председателем консилиума и утверждается
заведующим ДОУ.
ИОМ должен содержать:
1. титульный лист – наименование ДОУ, наименование ИОМ, срок реализации,
адресность, гриф согласования с ППк ДОУ, гриф утверждения руководителем ДОУ);
2. пояснительную записку – общие сведения о ребенке, информация о медицинском
сопровождении, цель и задачи психолого-педагогического сопровождения, основания
разработки ИОМ, характеристика и заключения по результатам обследования
специалистами ДОУ, ответственные за составление и реализацию, планируемые
результаты;
3. содержание ИОМ – мероприятия по психолого-педагогическому сопровождению
ребенка, планируемые результаты освоения ИОМ;
4. анализ эффективности реализации ИОМ за учебный год;
5. заключение и рекомендации ППк учреждения по итогам учебного года.
Форма индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) в Приложении №1 к
данному положению.
5.6. Этап реализации ИОМ: ИОМ может реализовываться во всех видах
деятельности.
5.7. Выбор занятий, форм работы с дошкольником для включения в ИОМ
осуществляется с учётом личностных особенностей воспитанника.
5.8. ИОМ развития ребенка ДОУ должен включать в себя сочетание разных видов
деятельности в целях социальной самореализации личности и формирования его
собственного опыта. Педагог должен обеспечить ребенку преобладание положительных
эмоций, позитивного восприятия проблемной ситуации и творческой деятельности,
атмосферу благожелательности, принятия ребенка.
5.9. Все изменения и дополнения, вносимые в ИОМ в течение учебного года или в
период, определенные настоящим Положением, должны быть согласованы на заседании
консилиума и утверждаются заведующим ДОУ.
5.10. Мониторинг реализации ИОМ: цель – отслеживание динамики развития
ребенка, оценка результатов обучения и социализации.
6. Ответственность
6.1. Ответственность за составление, реализацию ИОМ, анализ результатов работы
несут участники образовательных отношений в порядке, установленном действующим

6

законодательством.
6.2. Председатель ППк ДОУ обеспечивает:
1. организацию работы с педагогическими работниками ДОУ по составлению и
реализации ИОМ в строгом соответствии с федеральным государственным
образовательным стандартом;
2. взаимодействие с участниками образовательных отношений по вопросам
составления, изменения, и реализации ИОМ;
3. контроль за реализацией ИОМ;
4. анализ работы в ДОУ по вопросам составления и реализации индивидуальных
образовательных маршрутов и представление его результатов на заседании
консилиума.
6.3. Старший воспитатель обеспечивает:
1. организацию методического обеспечения по вопросам составления и реализации
ИОМ;
2. взаимодействие с участниками образовательных отношений по вопросам
составления и реализации ИОМ.
6.4. Педагог-психолог:
1. проводит индивидуальное обследование обучающихся с целью выявления уровня
психического развития, его индивидуальных особенностей, определение причин
нарушений в развитии и воспитании;
2. ведет документацию в соответствии с установленным порядком;
3. участвует в разработке и реализации ИОМ в рамках психологического
сопровождения воспитанника;
4. отслеживает динамику развития ребёнка в ходе реализации ИОМ;
5. проводит консультирование родителей в рамках реализации ИОМ.
6.5. Учитель – логопед, учитель – дефектолог:
1. подробно обследует состояние всех структурных компонентов речи ребенка
(словарь, грамматический строй, звукопроизношение, фонематические процессы);
2. устанавливает уровень речевого развития;
3. ведет документацию в установленном порядке;
4. участвует в разработке и реализации ИОМ в рамках логопедического
сопровождения ребенка;
5. отслеживает динамику развития ребёнка в ходе реализации ИОМ;
6. проводит консультирование родителей в рамках реализации ИОМ.
6.6. Воспитатель:
1. проводит педагогическую диагностику ребенка через наблюдение;
2. участвует в разработке и реализации ИОМ ребенка в соответствии с возрастными и
индивидуальными возможностями;
3. отслеживает динамику развития ребёнка в ходе реализации ИОМ;
4. проводит консультирование родителей в рамках реализации ИОМ;
5. ведет документацию в соответствии с установленным порядком.
6.7. Музыкальный руководитель:
1. проводит педагогическую диагностику ребенка с целью выявления уровня
музыкального развития, его индивидуальных особенностей, определение причин
нарушений в развитии и воспитании ребенка;
2. ведет документацию в соответствии с установленным порядком;
3. участвует в разработке и реализации ИОМ в рамках музыкального сопровождения
ребёнка;
4. отслеживает динамику развития ребёнка в ходе реализации ИОМ;
5. проводит консультирование родителей в рамках реализации ИОМ.
6.8. ИОМ систематизируется, оформляется и предоставляется на консилиум по окончании
его реализации в конце учебного года.

7

7. Порядок реализации ИОМ и его документационное оформление
7.1. Реализация ИОМ в ДОУ является обязательным для воспитанников с ОВЗ
и/или инвалидов и регулируется настоящим положением.
7.2. Оформление документации осуществляется в установленном порядке ДОУ.
7.3. ИОМ
ребенка
систематизируется,
оформляется
педагогами
и
предоставляется председателю ППк ДОУ по окончании его реализации.
7.4. Документация находится и хранится в кабинете председателя ППк в
соответствии.
8. Заключительные положения
8.1. Настоящее положение вступает в силу с даты его утверждения
заведующим ДОУ и действует до принятия нового Положения. Все Приложения к
настоящему Положению, а равно изменения и дополнения, являются его неотъемлемыми
частями.
8.2. Изменения в настоящее Положение могут вноситься ДОУ в виде
«Изменений и дополнений в настоящее Положение. Настоящее Положение считается
пролонгированным на следующий период, если нет дополнений и изменений. Изменения
и дополнения, внесенные в настоящее Положение, доводятся до сведения указанных в нем
лиц не позднее двух недель с момента вступления его в силу.

8

Лист ознакомления работников с Положением
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.

Фамилия, имя, отчество
работника

Должность

Дата
ознакомления

Подпись

9

40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.
73.
74.
75.
76.
77.
78.
79.
80.
81.
82.
83.

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».