Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Керчи Республики Крым «Детский сад комбинированного вида №6 «Радуга» СОГЛАСОВАНО педагогическим советом МБДОУ г. Керчь РК «Детский сад комбинированного вида №6 «Радуга» (протокол от 28.08.2024г. № 1) УТВЕРЖДАЮ Заведующий МБДОУ г. Керчь РК «Детский сад комбинированного вида №6 «Радуга» _____________О.В. Ворон «28» августа 2024 г. ПОЛОЖЕНИЕ об индивидуальном образовательном маршруте воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и/или инвалидностью г. Керчь 2 1. Общие положения 1.1.Настоящее Положение определяет комплекс организационных мероприятий по обеспечению права воспитанников, в том числе, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее детей с ОВЗ), и/или инвалидностью, на обучение по индивидуальному образовательному маршруту (далее ИОМ) в пределах осваиваемой основной образовательной программы или адаптированной основной образовательной программы, реализуемой в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении города Керчи Республики Крым «Детский сад комбинированного вида №6 «Радуга» (далее - ДОУ). 1.2. Настоящее Положение об индивидуальном образовательном маршруте разработано в соответствии с нормативными документами: Конвенцией о правах ребёнка, принятой резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20.11.1989 г. – ООН 1990; Федеральным законом от 24.07.1998. № 124 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Приказами Министерства просвещения Российской Федерации от 31 июля 2020 г. № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (зарегистрирован Министерством юстиций Российской Федерации 31.08.2020 г., регистрационный № 59599) и от 28.08.2020 г.; № 442 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (зарегистрирован Министерством юстиций Российской Федерации 16.12.2020 г., регистрационный № 61494); Санитарно-эпидемиологические требования – Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 18 декабря 2020 г., регистрационный № 61573), действующим до 1 января 2027 г.; СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155); Федеральный закон от 24.11.1995 № 181 – ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями; Федеральный закон от 03.05.2012 № 46 – ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»; Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» от 24.07.1998 № 124 – ФЗ (последняя реакция); Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2015 года № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» (с изменениями 18 августа 2016 года); Приказом Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 29.03.2023 №579 «От утверждении Плана мероприятий по введению федеральных образовательных программ дошкольного образования в образовательных организациях Республики Крым, реализующих образовательных программы дошкольного образования» Письмо Минобрнауки РФ от 10.02.2009 N 06-100 "О психолого-педагогической поддержке семей с детьми-инвалидами"; Уставом ДОУ; 3 Образовательной программой ДОУ (далее ОП ДО); Адаптированными образовательными программами ДОУ (далее АОП ДО). 1.2. Настоящее Положение определяет структуру, содержание, порядок разработки и утверждения индивидуального образовательного маршрута воспитанника в ДОУ. 1.3. Задачи настоящего Положения: 1.3.1. Определение основных организационных механизмов, реализуемых в ДОУ для обучения по ИОМ; 1.3.2. Обеспечение возможности обучения по ИОМ на уровне дошкольного образования в соответствии с установленными требованиями; 1.3.3. Обеспечение соответствия индивидуального образовательного маршрута требованиям ФГОС ДО; 1.3.4. Выбор оптимальных форм и темпа обучения воспитанников, применяя способы обучения, которые соответствуют индивидуальным особенностям и возможностям ребенка; 1.3.5. Определение ответственности педагогических работников ДОУ при обучении по ИОМ; 1.3.6. Создание условий для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей; 1.3.7. Формирование у ребенка чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время). 2. Цели и задачи использования ИОМ 2.1. Основными целями использования в образовательном процессе индивидуального образовательного маршрута является: 2.1.1. Для воспитанников: индивидуально-дифференцированного подхода к каждому ребенку; формирование познавательных интересов и потребностей ребенка; создание ситуации успеха; обеспечение равных стартовых возможностей при поступлении в школу. 2.1.2. Для родителей: гарантия «наилучшего обеспечения интересов ребенка»; повышение заинтересованности родителей (законных представителей) в результатах развития ребенка и совместной педагогической деятельности с ДОУ. 2.1.3. Для педагогических работников ДОУ: гарантия права на самореализацию и собственный стиль профессиональной деятельности; составление индивидуально-характерологический портрета ребенка на основе диагностического наблюдения; использование в образовательном процессе активных форм индивидуальной работы, стимулирующих детские рефлексивные умения. 3. Организационные механизмы, реализуемые в ДОУ в целях образования по индивидуальному образовательному маршруту 3.1. К основным организационным механизмам, реализуемым в ДОУ с целью соблюдения права воспитанников на обучение по ИОМ относятся: 3.1.1. Информирование родителей (законных представителей) воспитанников о праве воспитанников на обучение по индивидуальному образовательному маршруту; 3.1.2. Выявление особенностей и образовательных потребностей воспитанника, необходимых для разработки ИОМ; 4 3.1.3. Организация обучения по ИОМ в строгом соответствии с ФГОС ДО и ОП ДО или АОП ДО. 3.1.4. Согласование ИОМ ребенка с родителями (законными представителями) (Приложение 2) 4. Структура, содержание и порядок разработки ИОМ 4.1. Под индивидуальным образовательным маршрутом понимается комплекс обучающих, воспитательных и коррекционных мероприятий, обеспечивающий освоение воспитанником ОП ДО или АОП ДО на основе индивидуализации содержания программы с учетом его особенностей и образовательных потребностей. 4.2. ИОМ – это форма организации обучения, основанная на принципах: 1 принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития. Соблюдение данного принципа предполагает выявление потенциальных способностей к усвоению новых знаний, как базовой характеристики, определяющей проектирование индивидуальной траектории развития ребенка; 2 принцип соблюдения интересов ребенка; 3 принцип опоры на детскую субкультуру (проектирование деятельности по сопровождению индивидуального развития ребенка должно опираться на знание взрослыми опыта проживания возрастных кризисов); 4 принцип отказа от усредненного нормирования. 4.3. ИОМ разрабатывается: а. для воспитанников, испытывающих трудности в усвоении Основной образовательной программы ДОУ; б. для воспитанников с ОВЗ и/или детей – инвалидов. 4.4. ИОМ является формой реализации ОП ДО, АОП ДО дошкольного образования для обучающихся, испытывающих трудности в усвоении образовательных программ (в том числе, обучающихся с ОВЗ и/или инвалидностью), и призван: обеспечить учет индивидуальных особенностей образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; обеспечить освоение основной образовательной программы, адаптированной основной образовательной программы детьми при наличии трудностей обучения/поведения/развития или находящихся в трудной жизненной ситуации; создать благоприятные условия развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка. 4.5. ИОМ реализует право воспитанников на получение образования в объеме, установленном ФГОС ДО соответствующего уровня с максимальной учебной нагрузкой, соответствующей требованиям СП 2.4.3648-20 «Санитарно – эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи», 4.6. ИОМ разрабатывается и утверждается консилиумом ДОУ после проведения и анализа мониторинга развития воспитанников специалистами ДОУ, а также на основании Заключения ПМПК детей с ОВЗ, ИПРА детей – инвалидов. 4.7. Заведующий ДОУ несёт ответственность за содержание и выполнение ИОМ. 4.8. Координацию работы по ИОМ осуществляют председатель психологопедагогического консилиума ДОУ (ППк ДОУ). 4.9. В разработке и реализации ИОМ в рамках учебного плана воспитанника участвуют воспитатели, педагог – психолог, учителя – логопеды, учитель – дефектолог и другие специалисты ДОУ. 4.10. Родитель (законный представитель) может вносить предложения в ИОМ по организации образовательного процесса. 5 4.11. В настоящее Положение могут вноситься изменения и/или дополнения. 5. Последовательность действий участников образовательных отношений при составлении индивидуального образовательного маршрута воспитанников ДОУ 5.1. Этап наблюдения: цель – выявить воспитанников, испытывающих трудности: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные, психомоторные или комплексные. 5.2. Диагностический этап: на данном этапе проводится педагогическое и (или) психологическое (выявление и изучение индивидуально – психологических особенностей детей) диагностирование воспитанников. Психологическую диагностику проводит педагог – психолог, участие ребёнка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей). 5.3. Этап разработки ИОМ консилиумом ДОУ. 5.4. Родители (законные представители) воспитанников информируются педагогическим работником об обучении воспитанника по ИОМ в соответствии с установленными требованиями, в том числе с требованиями, установленными настоящим Положением. 5.5. ИОМ согласовывается с председателем консилиума и утверждается заведующим ДОУ. ИОМ должен содержать: 1. титульный лист – наименование ДОУ, наименование ИОМ, срок реализации, адресность, гриф согласования с ППк ДОУ, гриф утверждения руководителем ДОУ); 2. пояснительную записку – общие сведения о ребенке, информация о медицинском сопровождении, цель и задачи психолого-педагогического сопровождения, основания разработки ИОМ, характеристика и заключения по результатам обследования специалистами ДОУ, ответственные за составление и реализацию, планируемые результаты; 3. содержание ИОМ – мероприятия по психолого-педагогическому сопровождению ребенка, планируемые результаты освоения ИОМ; 4. анализ эффективности реализации ИОМ за учебный год; 5. заключение и рекомендации ППк учреждения по итогам учебного года. Форма индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) в Приложении №1 к данному положению. 5.6. Этап реализации ИОМ: ИОМ может реализовываться во всех видах деятельности. 5.7. Выбор занятий, форм работы с дошкольником для включения в ИОМ осуществляется с учётом личностных особенностей воспитанника. 5.8. ИОМ развития ребенка ДОУ должен включать в себя сочетание разных видов деятельности в целях социальной самореализации личности и формирования его собственного опыта. Педагог должен обеспечить ребенку преобладание положительных эмоций, позитивного восприятия проблемной ситуации и творческой деятельности, атмосферу благожелательности, принятия ребенка. 5.9. Все изменения и дополнения, вносимые в ИОМ в течение учебного года или в период, определенные настоящим Положением, должны быть согласованы на заседании консилиума и утверждаются заведующим ДОУ. 5.10. Мониторинг реализации ИОМ: цель – отслеживание динамики развития ребенка, оценка результатов обучения и социализации. 6. Ответственность 6.1. Ответственность за составление, реализацию ИОМ, анализ результатов работы несут участники образовательных отношений в порядке, установленном действующим 6 законодательством. 6.2. Председатель ППк ДОУ обеспечивает: 1. организацию работы с педагогическими работниками ДОУ по составлению и реализации ИОМ в строгом соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом; 2. взаимодействие с участниками образовательных отношений по вопросам составления, изменения, и реализации ИОМ; 3. контроль за реализацией ИОМ; 4. анализ работы в ДОУ по вопросам составления и реализации индивидуальных образовательных маршрутов и представление его результатов на заседании консилиума. 6.3. Старший воспитатель обеспечивает: 1. организацию методического обеспечения по вопросам составления и реализации ИОМ; 2. взаимодействие с участниками образовательных отношений по вопросам составления и реализации ИОМ. 6.4. Педагог-психолог: 1. проводит индивидуальное обследование обучающихся с целью выявления уровня психического развития, его индивидуальных особенностей, определение причин нарушений в развитии и воспитании; 2. ведет документацию в соответствии с установленным порядком; 3. участвует в разработке и реализации ИОМ в рамках психологического сопровождения воспитанника; 4. отслеживает динамику развития ребёнка в ходе реализации ИОМ; 5. проводит консультирование родителей в рамках реализации ИОМ. 6.5. Учитель – логопед, учитель – дефектолог: 1. подробно обследует состояние всех структурных компонентов речи ребенка (словарь, грамматический строй, звукопроизношение, фонематические процессы); 2. устанавливает уровень речевого развития; 3. ведет документацию в установленном порядке; 4. участвует в разработке и реализации ИОМ в рамках логопедического сопровождения ребенка; 5. отслеживает динамику развития ребёнка в ходе реализации ИОМ; 6. проводит консультирование родителей в рамках реализации ИОМ. 6.6. Воспитатель: 1. проводит педагогическую диагностику ребенка через наблюдение; 2. участвует в разработке и реализации ИОМ ребенка в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями; 3. отслеживает динамику развития ребёнка в ходе реализации ИОМ; 4. проводит консультирование родителей в рамках реализации ИОМ; 5. ведет документацию в соответствии с установленным порядком. 6.7. Музыкальный руководитель: 1. проводит педагогическую диагностику ребенка с целью выявления уровня музыкального развития, его индивидуальных особенностей, определение причин нарушений в развитии и воспитании ребенка; 2. ведет документацию в соответствии с установленным порядком; 3. участвует в разработке и реализации ИОМ в рамках музыкального сопровождения ребёнка; 4. отслеживает динамику развития ребёнка в ходе реализации ИОМ; 5. проводит консультирование родителей в рамках реализации ИОМ. 6.8. ИОМ систематизируется, оформляется и предоставляется на консилиум по окончании его реализации в конце учебного года. 7 7. Порядок реализации ИОМ и его документационное оформление 7.1. Реализация ИОМ в ДОУ является обязательным для воспитанников с ОВЗ и/или инвалидов и регулируется настоящим положением. 7.2. Оформление документации осуществляется в установленном порядке ДОУ. 7.3. ИОМ ребенка систематизируется, оформляется педагогами и предоставляется председателю ППк ДОУ по окончании его реализации. 7.4. Документация находится и хранится в кабинете председателя ППк в соответствии. 8. Заключительные положения 8.1. Настоящее положение вступает в силу с даты его утверждения заведующим ДОУ и действует до принятия нового Положения. Все Приложения к настоящему Положению, а равно изменения и дополнения, являются его неотъемлемыми частями. 8.2. Изменения в настоящее Положение могут вноситься ДОУ в виде «Изменений и дополнений в настоящее Положение. Настоящее Положение считается пролонгированным на следующий период, если нет дополнений и изменений. Изменения и дополнения, внесенные в настоящее Положение, доводятся до сведения указанных в нем лиц не позднее двух недель с момента вступления его в силу. 8 Лист ознакомления работников с Положением № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. Фамилия, имя, отчество работника Должность Дата ознакомления Подпись 9 40. 41. 42. 43. 44. 45. 46. 47. 48. 49. 50. 51. 52. 53. 54. 55. 56. 57. 58. 59. 60. 61. 62. 63. 64. 65. 66. 67. 68. 69. 70. 71. 72. 73. 74. 75. 76. 77. 78. 79. 80. 81. 82. 83. 10