Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Керчи Республики Крым «Детский сад комбинированного вида №6 «Радуга» СОГЛАСОВАНО педагогическим советом МБДОУ г.Керчь РК «Детский сад комбинированного вида №6 «Радуга» (протокол от 28.08.2024г.№ 1) УТВЕРЖДАЮ Заведующий МБДОУ г. Керчь РК «Детский сад комбинированного вида №6 «Радуга» _____________О.В. Ворон «28» августа2024 г. Учтено мнение родителей (законных представителей) (протокол заседания родительского комитета от 28.08.2024г. № 2 ) ПОЛОЖЕНИЕ о дополнительном образовании воспитанников г. Керчь 2 1. Общие положения 1.1 Настоящее Положение о дополнительном образовании в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении города Керчи Республики Крым «Детский сад комбинированного вида №6 «Радуга» (далее Положение) разработано в соответствии с Федеральным Законом № 273-ФЗ от 29.12.2012г «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями от 25 декабря 2023 года, Приказом Министерства просвещения Российской Федерации № 629 от 27 июля 2022 года «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Уставом дошкольного образовательного учреждения. 1.2 Данное Положение о дополнительном образовании определяет основные цели, задачи и структуру программы дополнительного образования детей в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении города Керчи Республики Крым «Детский сад комбинированного вида №6 «Радуга», регламентирует организацию деятельности, порядок принятия и утверждения дополнительной программы в детском саду, порядок приема на обучение по дополнительным общеразвивающим программам, устанавливает требования к оформлению программы, права и обязанности педагога дополнительного образования, а также контроль, документацию и отчетность. 1.3 Дополнительное образование - это целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных общеразвивающих программ, оказания дополнительных образовательных услуг за пределами образовательной программы дошкольного образования в интересах человека, общества, государства. 1.4 Дополнительное образование воспитанников дошкольного образовательного учреждения направлено на развитие личности, ее мотивации к познанию и творческой деятельности. 1.5 Дополнительное образование в ДОУ осуществляется в соответствии со следующими принципами: • свободный выбор воспитанниками дополнительных общеразвивающих программ в соответствии с их интересами, склонностями и способностями; • многообразие дополнительных общеразвивающих программ, удовлетворяющих разнообразные интересы детей; • непрерывность дополнительного образования, преемственность дополнительных общеразвивающих программ, возможность их сочетания, коррекции в процессе освоения; • психолого-педагогическая поддержка индивидуального развития детей, осуществляемая в соответствии с Положением о психологической службе ДОУ; • творческое сотрудничество педагогических работников и воспитанников дошкольного образовательного учреждения, сохранение физического и психического здоровья детей. 1.6 Дошкольное образовательное учреждение организует реализацию дополнительного образования в целях наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей воспитанников и их родителей (законных представителей). 1.7 Занятияпопрограммамдополнительногообразованиянемогутбытьорганизованывзамени ливрамкахосновнойобразовательнойдеятельности(образовательныхпрограмм)иосущес твляютсябесплатно. 1.8 Педагоги,осуществляющиеработуподополнительномуобразованиювоспитанников,явля ются штатнымисотрудникамиДОУ. 1.9 В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» к занятию педагогической деятельностью в государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждениях не допускаются иностранные агенты. 3 1.10 Данное Положение об организации дополнительного образования детей в ДОУ распространяется на педагогов дошкольного образовательного учреждения, осуществляющих дополнительное образование воспитанников детского сада, а также на членов администрации, выполняющих функции контроля качества реализации дополнительных общеразвивающих программ. 1.11 Программа составляется педагогическим работником дошкольного образовательного учреждения. Контроль полноты и качества реализации Программы осуществляется заведующим и заместителем заведующего дошкольным образовательным учреждением. 2. Основные цели и задачи программы дополнительного образования 2.1 Основной целью программы дополнительного образования является – формирование единого образовательного пространства ДОУ для повышения качества образования и реализации процесса становления личности в разнообразных развивающих средах. 2.2 Дополнительная образовательная программа должна быть направлена на решение следующих задач: • обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического воспитания детей; • формирование и развитие творческих способностей воспитанников; • удовлетворение индивидуальных потребностей воспитанников в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии; • адаптацию воспитанников дошкольного образовательного учреждения к жизни в обществе; • выявление, развитие и поддержку талантливых воспитанников, а также детей, проявивших выдающиеся способности; • формированиеобщейкультурывоспитанников; • удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов воспитанников, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования; • взаимодействиепедагогадополнительногообразованияссемьей. 2.3 Содержание программы дополнительного образования в ДОУ должно соответствовать: • понимание необходимости овладения иностранным языком как средством общения в условиях взаимодействия разных стран и народов; • формирование предпосылок социокультурной компетенции, позволяющей приобщаться к традициям стран изучаемого языка, готовности представлять свою страну в условиях межкультурного общения, соблюдая речевой этикет и используя речевые и неречевые средства общения; • воспитание уважительного отношения к иной культуре посредством знакомства с детским пластом культуры стран изучаемого языка и осознания особенностей культуры своего народа; • формирование положительной мотивации и устойчивого познавательного интереса к изучению английского языка. • современным образовательным технологиям, отраженным в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности). 2.4 Приоритеты: • организация образовательного пространства, обеспечивающего гармоничное развитие личности воспитанников дошкольного образовательного учреждения; 4 • активизация творчества педагогических работников с помощью стимулирования педагогического поиска; • коррекция и формирование физически и психически здоровой личности; • развитие у ребенка интереса к произведениям национального искусства с целью ознакомления с духовной культурой народов Российской Федерации. 2.5 Ожидаемые результаты: • личность воспитанника ДОУ, адаптированная к взаимодействию с внешней средой, к обучению в общеобразовательной школе, вобравшая в себя совокупность всех формируемых качеств и умений; • личность, интересующаяся достижениями мировой культуры, российскими традициями, культурно-национальными особенностями региона; • личность ребенка, проявляющая любознательность, стремящаяся к познанию и творчеству, ориентированная на интеллектуальное и духовное развитие; • личность ребенка, психически и физически здоровая, эмоционально благополучная. 3. Организация деятельности 3.1 Занятия по дополнительному образованию проводятся один или два раза в неделю,как в первой, так и во второй половине дня, не допускается проводить занятиякружковисекцийзасчетвремени,отведенногонапрогулкуидневнойсон. 3.2 Дошкольное образовательное учреждение создаёт необходимые условия в соответствии с действующими санитарными правилами и нормами (СанПиН), требованиями по охране труда педагогических работников и безопасности здоровья детей, изложенными в инструкциях по охране труда и Положении об организации работы поохране труда в ДОУ. 3.3 В начале каждого учебного года во всех группах детского сада проводится подготовительная работа по изучению спроса родителей (законных представителей) на разные виды дополнительного образования, рекламная деятельность, показ открытых мероприятий. 3.4 Продолжительность образовательной деятельности в кружках и секциях определяется в соответствии с требованиями к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста, которую проводят: • для детей 5-6 лет - не более 25 мин. –1(2) занятия в неделю; • для детей 6-7 лет - не более 30 мин. - 2 занятия в неделю. 3.5 Направления деятельности кружков и секций определены Уставом дошкольного образовательного учреждения. 3.6 Определены следующие направления: Духовно-нравственноенаправление. Цель-оптимальное духовно-нравственное нравственныхтрадицийроссийскогонарода. развитие ребёнка, освоение Основныезадачи: • духовно-нравственное развитиеребёнкавовсехкомпонентахдуховнонравственнойсферы:сознания(мышления),чувствиповедениипосредством приобщенияктрадиционнымдуховно-нравственнымикультурнымценностямРоссии; • интеграцияличностиребёнка(надоступномдляребёнкауровне)вотечественнуюиобщечел овеческуюкультуру; • воспитание нравственныхкачеств,воспитаниелюбвиксемье,Родине,кродномукраю; • приобщение к традиционным духовно-нравственным ценностям России. Социально-комуникативное направление. • создание необходимых условий для личностного развития детей дошкольного возраста, их позитивной социализации и адаптации; 5 • удовлетворение индивидуальных потребностей детей в речевом иноязычном развитии; • формирование общей культуры. 3.7 В рекламную деятельность включается доведение до родителей (законных представителей) достоверной информации о целях и работе детских кружков в детском саду. Информация содержит следующие сведения: • уровень и направленность реализуемых ОП ДО и дополнительных общеразвивающих программ и сроки их освоения; • перечень занятий дополнительного образования; • перечень лиц, непосредственно проводящих занятия по дополнительному образованию, их образование, стаж, квалификация и др. 3.8 По требованию родителей (законных представителей) предоставляются для ознакомления: • Устав дошкольного образовательного учреждения; • Лицензия на осуществление образовательной деятельности и другие документы, регламентирующие организацию образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения; • адрес и телефон Учредителя дошкольного образовательного учреждения. 3.9 Заведующий ДОУ издает приказ об организации дополнительного образования. Дополнительное образование включают в годовой план работы дошкольного образовательного учреждения. Приказ утверждают: • кадровый состав и его функциональные обязанности; • перечень дополнительных услуг и порядок их предоставления; • рабочая программа дополнительного образования, включающая перспективнотематическое планирование на основе соответствующих программ и методик. 3.10 В рабочем порядке заведующий рассматривает и утверждает: • расписание занятий; • при необходимости, другие документы (должностные инструкции и т. д.) 3.11 Дополнительное образование проводят во вторую половину дня (после сна). Место проведения дополнительного образования определяется в соответствии с расписанием в кабинете дополнительного образования или в групповых комнатах. 3.12 Комплектование кружков проводится педагогом дошкольного образовательного учреждения в течение 10 дней. Численный состав объединения может быть уменьшен при включении в него воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. 3.13 Наполняемость групп в ДОУ для дополнительных занятий определяется в соответствии с видом дополнительного образования. 3.14 Содержание занятий предоставляемого дополнительного образования не должно дублировать образовательную программу дошкольного образовательного учреждения, должно строиться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. 3.15 Занятия начинаются1сентябряизаканчиваются31мая. СетказанятийсоставляетсяадминистрациейДОУипредусматриваетмаксимальныйобъём недельнойнагрузкивовремязанятийсучётомвозрастныхособенностейвоспитанниковиус тановленныхсанитарногигиеническихнорм.Сетказанятийутверждаетсязаведующимдошкольнымобразовательн ымучреждением. 3.16 Педагогиработаютвтесномконтактесродителямивоспитанников. 3.17 Вопросы,касающиесядеятельностиподополнительномуобразованиюдетей,соблюден ияПоложениявДОУ,выполненияпрограммыдополнительногообразованияобсуждаются наПедагогическомсовете,атакженаРодительскомкомитетедошкольногообразовательно 6 гоучреждения. 3.18 Учитывая особенности и содержание работы, педагог дополнительного образования может проводить занятия со всеми детьми по группам или индивидуально. 3.19 При проведении занятий необходимо соблюдать правила охраны труда, пожарной безопасности, санитарно-гигиенические требования, своевременно проводить с воспитанниками инструктаж по охране труда и безопасности жизнедеятельности. 3.20 Педагоги работают в тесном контакте с родителями воспитанников и проводят: • родительские собрания; • социальные опросы; • анкетирование родителей; • открытые занятия. 4. Порядок приема на обучение по дополнительным образовательным программам. 4.1 На дополнительное образование зачисляются воспитанники с 5 до 7 лет.Записьдетейназанятияподополнительномуобразованиюосуществляетсяследующимобразом :подостиженииребенком5летродителем(законнымпредставителем)оформляется пакет документов: договоробобразованиинаобучениеподополнительнымобщеобразовательнымпрограммам; заявление о зачислении ребенка на обучение по дополнительным общеобразовательнымпрограммам. 4.2 Прием на дополнительное образование в ДОУ по дополнительным образовательным программам осуществляется без процедур отбора. 4.3 В целях наиболее полного удовлетворения потребностей воспитанников в ДОУ предусмотрен механизм выявления склонностей детей, не противоречащий действующему законодательству Российской Федерации. 4.4 С целью проведения организованного приема на дополнительное образование по дополнительным общеразвивающим программам ДОУ размещает на информационном стенде, на официальном сайте. 4.5 Зачисление по дополнительным общеразвивающим программам оформляется приказом втечение учебного года. 4.6 Отчисление воспитанниковпроисходитпоокончаниикурсазанятийподополнительнымобщеобразова тельнымпрограммамавтоматически. 5. Структура программы дополнительного образования 5.1 Структура программы выглядит следующим образом: Титульный лист; Комплекс основных характеристик программы Пояснительная записка Цель и задачи Программы Воспитательный потенциал Программы Содержание Программы Учебный план Содержание учебного плана Содержание учебного плана (1-ый год обучения1 ч в неделю 36ч) Содержание учебного плана (1-ый год обучения 2 ч в неделю 72ч) Содержание учебного плана (2-ой год обучения 1 ч в неделю 36ч) Содержание учебного плана (2-ой год обучения 2 ч в неделю 72ч) Планируемые результаты Комплекс организационно-педагогических условий 7 Календарный учебный график Условия реализации Программы Формы аттестации и контроля Список литературы Приложения Оценочные материалы Методические материалы Календарно-тематическое планирование Лист корректировки План воспитательной работы 5.2 На титульном листе рекомендуется указывать: • полноенаименованиедошкольногообразовательногоучреждения; • где,когдаикемутвержденапрограмма; • названиепрограммы; • направленностьпрограммы; • срокреализациипрограммы; • тип программы; • вид программы; • уровень программы; • возрастдетей; • ФИО,должностьавтора(ов)программы; • названиегорода,населенногопункта,вкоторомреализуетсяпрограмма; • годразработкипрограммы. 5.3 В пояснительной записке к программе следует раскрыть: направленность программы; новизну, отличительные особенности; актуальность, педагогическую целесообразность; цель и задачи программы. 6.Требованиякоформлениюпрограммы 6.1 НабортекстапроизводитсявтекстовомредактореMicrosoftWordсоднойсторонылиста формата А4, тип шрифта: Times New Roman, размер — 12 (14) пт.межстрочныйинтервал одинарный, переносы в тексте не ставятся, выравнивание поширине. 6.2 Поконтуру листаоставляютсяполя:левое инижнее—25мм,верхнее–20мм,правое– 10 мм. 6.3 Страницы программы дополнительного образования нумеруются, титульный листсчитаетсяпервым,нонеподлежитнумерации. 6.4 Списоклитературыстроитсявалфавитномпорядке,суказаниемназванияиздательства,г одавыпуска.Допускаетсяоформлениеспискалитературыпоосновнымразделамобразов ательнойобласти. 7. Порядокпринятияиутверждениядополнительнойпрограммы 7.1 Дополнительнаяобщеразвивающаяпрограммадополнительногообразованиявоспитан никовДОУобновляетсяежегодно,согласовываетсянаПедагогическомсоветеежегодно, утверждаетсяприказомзаведующегодошкольнымобразовательнымучреждением. 7.2 Натитульномлистедолжныприсутствоватьгрифорассмотренииисогласованиипрогра ммынаПедагогическомсоветесуказаниемномеровпротоколовидаты рассмотрения; гриф об утверждении программы заведующимдетскимсадомсоссылкойнаприказпоучреждению(номерприказаидатапо 8 дписанияприказа). 8. Праваиобязанностипедагогадополнительногообразования 8.1 ПедагогдополнительногообразованияДОУобязан: • разрабатыватьдополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу; • веститабельиучетпосещаемостивоспитанников; • проводить мониторинг освоения рабочей программы воспитанниками дошкольногообразовательногоучреждения; • взаимодействоватьвработесвоспитателями,специалистамииродителями(законнымипре дставителями)ребенка; • осуществлятьобучениеивоспитаниесучетомспецификивыбранноговидадеятельности; • предоставлятьежегодные отчетыорезультатахосвоениярабочейпрограммыпосвоемунаправлению, об используемых методах, приемах обучения и воспитания,образовательныхтехнологиях(вформепрезентаций,концертов,выставок,отк рытыхмероприятий и др.). • соблюдать права и свободу воспитанников ДОУ, содержащиеся в ФедеральномЗаконе«ОбобразованиивРоссийскойФедерации»,Конвенцииоправахребен ка. • систематическиповышатьсвоюпрофессиональнуюквалификацию. • обеспечиватьохранужизнииздоровьявоспитанников,выполнятьправилаинормыохраны труда, установленные соответствующими инструкциями по охранетрудаиПоложениемоСУОТвДОУ,пожарнойбезопасности. 8.2 Имеетправо: 8.3 врабочемпорядкевноситькоррективывпрограммудополнительногообразования; • участвоватьвдеятельностиметодическихобъединенийидругихформахметодическойработ ы,представлять опытсвоей работывСМИ. 8.4 Работу по программам дополнительного образования педагоги строят всоответствиисоследующимидидактическими принципами: • созданиенепринужденнойобстановки,вкоторойребенокчувствуетсебякомфортно,ра скрепощено; • целостныйподходкрешениюпедагогическихзадач; • обогащениевоспитанниковДОУ эмоциональнымивпечатлениямичерезигровуюдеятельность, рисунок, пение, слушание музыки, двигательную и театрализованнуюдеятельность; • претворениеполученныхвпечатленийвсамостоятельнойигровойдеятельности; • положительная оценка деятельности детей дошкольного образовательногоучреждения. 8.5 Основныминаправлениямидеятельностидополнительногообразованияявляются: • организацияобразовательнойдеятельностипопрограммамдополнительнообразованиявсоо тветствиисиндивидуальнымиивозрастнымиособенностямивоспитанников ДОУ,с их интересами и способностями и с учётом недостатков вразвитииречи; • диагностикауровняразвитияспособностейдетейиосвоенияпрограммдополнительного образования. 9. Контроль 9.1 КонтрольосуществлениядополнительногообразованиявДОУвыполняетсязаведующи мдошкольнымобразовательнымучреждениемвсоответствииспланомконтрольнойдея тельности. 9 9.2 Самоанализпроводитсяруководителемдополнительногообразованиявконцеучебного года,заслушиваетсянаитоговомпедагогическомсовете,оформляетсяввидеотчетасиспо льзованиемграфических материаловифотоматериалов. 9.3 Контрользадополнительнымобразованиемдошкольниковсодержит: • соблюдениезаконодательнойбазы; • порядокдокументальногооформления; • анализ и экспертную оценку эффективности результатов деятельности педагогов,разработка предложений по распространению положительного опытаи устранениюнегативных тенденций; • анализреализацииприказовираспоряженийподополнительномуобразованиюдошкол ьников; • оказаниеметодическойпомощипедагогамдополнительногообразованиявпроцессеко нтроля. 9.4 Приоценкепедагогическойдеятельностиучитывается: • выполнениепрограмм,планов; • уровеньразвитиядошкольников; • личностно-ориентированныйподходкребенку; • наличиеположительногоэмоциональногомикроклимата; • уровеньпримененияметодов,приемов,эффективныхформвработе. • способностьк анализуиумениекорректироватьдеятельность. 9.5 Результатыконтроляоформляютсяввидесправкииосвещаютсянапедагогическомсовет е дошкольного образовательного учреждения, совещаниях призаведующем,заседанияхметодического совета. 10.Документацияиотчетность 10.1 Педагогидополнительногообразованияведутследующуюдокументацию: • программы,перспективныепланыработы(утвержденныеэкспертнымсоветом); календарныепланыработы,содержащиеформы,методыиприемыработы; • спискивоспитанников; • расписаниеобразовательнойдеятельности; • журналучетапосещаемости; • методическиематериалы(консультации,вариантыанкет,пакетдиагностическихметодик, конспектызанятий,досугов,презентацийидр.); • перспективныйпландосугов,развлечений,организациивыставок,смотров,конкурсов; • отчетыоработе,творческихдостиженияхвоспитанников. 10.2 Педагогидополнительногообразованияпредставляют: • полныйанализдеятельностинаметодическихмероприятияхдошкольногообразовательного учреждения(одинразвгод); • организуютвыставкиработ,праздники,презентации; • организуюттворческиеотчетыпередродителями(законнымипредставителями)воспитанни ков; • используютрезультатыдиагностикивоспитанниковвиндивидуальныхмаршрутахсопровож денияразвития ребенка. 11.Заключительныеположения 11.1 НастоящееПоложениеодополнительномобразованииявляетсялокальнымнорм ативным актомДОУ, принимаетсяна педагогическомсовете,согласовываетсясродительскимкомитетомиутверждается(ли бовводитсявдействие)приказомзаведующегодошкольнымобразовательнымучрежде нием. 10 11.2 Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются вписьменнойформевсоответствиидействующимзаконодательствомРоссийскойФед ерации. 11.3 Положениепринимаетсянанеопределенныйсрок.ИзмененияидополнениякПо ложениюпринимаютсявпорядке,предусмотренномп.11.1настоящегоПоложения. 11.4 После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов иразделов)вновойредакциипредыдущаяредакцияавтоматическиутрачиваетсилу. 11 Лист ознакомления с Положением о дополнительном образовании воспитанников № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. Фамилия, имя, отчество родителя (законного представителя) Дата ознакомления Подпись 12 Лист ознакомления работников с Положениемо дополнительном образовании воспитанников № п/п 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. 41. 42. 43. 44. 45. 46. 47. 48. 49. 50. 51. 52. 53. 54. 55. 56. 57. 58. 59. 60. 61. 62. 63. 64. 65. 66. Фамилия, имя, отчество работника Дата ознакомления Подпись 13 67. 68. 69. 70. 71. 72. 73. 74. 75. 76. 77. 78. 79. 80. 81. 82. 83. 84. 85. 86. 87. 88. 89. 90. 91. 92. 93. 94. 95. 96. 97. 98. 99. 100. 101. 102. 103. 104. 105. 106. 107. 108. 109. 110. 14