Положение о психолого – педагогической службе в ДОУ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Керчи
Республики Крым «Детский сад комбинированного вида №6 «Радуга»

СОГЛАСОВАНО
педагогическим советом
МБДОУ г. Керчь РК «Детский сад
комбинированного вида №6 «Радуга»
(протокол от 28.08.2024г.№ 1)

УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МБДОУ г. Керчь РК
«Детский сад комбинированного вида
№6 «Радуга»
_____________О.В. Ворон
«28» августа 2024 г.

Учтено мнение родителей
(законных представителей)
(протокол заседания
родительского комитета
от 28.08.2024г. № 2 )

ПОЛОЖЕНИЕ
о психолого – педагогической службе в ДОУ

г. Керчь

2

1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о психолого – педагогической службе разработано для
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Керчи
Республики Крым «Детский сад комбинированного вида №6 «Радуга» в соответствии с
Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012г «Об образовании в Российской
Федерации» с изменениями от 8 августа 2024 года, ФГОС дошкольного образования,
утвержденным приказом Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013г, Положением о
службе практической психологии в системе Министерства образования Российской
Федерации, утвержденного Приказом Минобразования России № 636 от 22.10.1999г,
Федеральными Законами, приказами и распоряжениями органов Управления образования,
касающимися организации психологического сопровождения в детском саду, Конвенцией
ООН о правах ребенка, Уставом дошкольного образовательного учреждения.
1.2. Данное Положение о психолого – педагогической службе в ДОУ определяет
цель, задачи, направления деятельности и организационную структуру службы в детском
саду, устанавливает права и обязанности, порядок управления и взаимодействия всех
членов психолого – педагогической службы и направлено на утверждение статуса данной
службы в дошкольном образовательном учреждении.
1.3. Под психолого – педагогической службой ДОУ понимают организационную
структуру, определяющую совместную деятельность педагога – психолога и специалистов
дошкольного образовательного учреждения, ориентированную на психологическое
обеспечение образовательной деятельности.
1.4. Правовой и организационно – методической основой формирования
психолого-педагогической службы в ДОУ выступают:
1. Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования
Российской Федерации, утвержденное приказом Минобразования России от
22.10.1999г. № 636;
2. Концепция развития психологической службы в системе образования в Российской
Федерации на период до 2025 года (утв. Минобразования России 19 декабря 2017
года);
3. письмо Минобразования России № 29/1886-6 от 24.12.2001г «Об использовании
рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения»;
4. письмо Минобразования России № 27/901-6 от 27 марта 2000г «О психолого – медико
– педагогическом консилиуме (ПМПК) образовательного учреждения»;
5. правовая база дошкольного образовательного учреждения;
6. настоящее Положение о психолого – педагогической службе в дошкольном
образовательном учреждении.
1.5. Психолого – педагогическая служба в ДОУ руководствуется в своей
деятельности Конституцией Российской Федерации, Законами, Постановлениями и
решениями Правительства Российской Федерации и федеральных органов управления
образованием по вопросам образования и психолого-педагогического сопровождения в
дошкольных образовательных учреждениях.
1.6. Согласно положению деятельность психолого – педагогической службы в ДОУ
представляет собой сопровождение ребенка, его психологических нужд в период его
нахождения в дошкольном образовательном учреждении.
1.7. Под сопровождением понимается «Система профессиональной деятельности
педагога-психолога, учителя – дефектолога, учителя – логопеда, социального педагога,
направленная на создание социально-психологических условий для успешного развития в
ситуациях дошкольного взаимодействия».
1.8. Объектом психолого – педагогической службы дошкольного образовательного
учреждения является процесс воспитания в соответствии с психологическими

3

особенностями развития ребенка, предметом – социально – психологические условия
успешного воспитания и развития.
2. Цели и задачи психолого-педагогической службы
2.1. Цели:
а. содействие в преобразовании единого непрерывного образовательного пространства в
соответствии с ориентацией на социализирующие эффекты образования
дошкольников и подготовке педагогического коллектива ДОУ к освоению психологопедагогических основ социализации ребенка;
б. помощь администрации и педагогическому коллективу ДОУ в создании социальной
ситуации развития личностно – ориентированного и образовательного пространства,
обеспечивающего психологические условия для раскрытия и развития
индивидуальности воспитанников, межличностного и группового взаимодействия всех
субъектов образовательных отношений – детей, родителей (законных представителей),
педагогов и специалистов;
в. содействие психическому, психофизическому и личностному развитию детей на всех
возрастных ступенях дошкольного детства на основе комплексного использования
психогигиенических и психопрофилактических средств и методов, обеспечивающих
реализацию индивидуального потенциала ребенка в условиях ДОУ и семьи;
г. оказание поддержки педагогическим работникам ДОУ и родителям (законным
представителям) в воспитании, обучении и развитии детей, формировании у них
принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и
уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без
ущемления прав и свобод другой личности.
2.2. Основные задачи:
а. психологический анализ социальной ситуации развития единого образовательного
пространства, выявление основных проблем и определение причин их возникновения,
путей и средств их решения;
б. обеспечение психологической безопасности и благоприятных условий для охраны
здоровья, психического и личностного развития воспитанников ДОУ, их
познавательных интересов и продуктивной деятельности;
в. содействие полноценному личностному и интеллектуальному развитию детей,
формирование у воспитанников детского сада способности к самоопределению и
саморазвитию;
г. профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье
детей, их интеллектуальном и личностном развитии;
д. помощь администрации и педагогическому коллективу ДОУ в осуществлении
взаимосвязанной, скоординированной и эффективной работы по внедрению
инновационных педагогических технологий воспитания и обучения, нетрадиционных
форм взаимодействия с семьями воспитанников и социумом;
е. психологическое обеспечение образовательных программ в целях адаптации их
содержания и способов освоения к интеллектуальным и личностным возможностям и
особенностям дошкольников;
ж. обеспечение необходимого уровня психологической компетентности педагогов в
решении педагогических задач, предоставление научно – методических материалов и
разработок в области психологии для практического использования в деятельности
педагогов и специалистов;
з. содействие распространению и внедрению в практику ДОУ достижений в области
отечественной и зарубежной психологии.

4

3. Структура психолого – педагогической службы
3.1. Деятельность психолого – педагогической службы ДОУ обеспечивается под
непосредственным руководством заведующего детским садом, заместителя заведующего
по воспитательной работе и координируется нормативно-правовой и методической
базойучреждения.
3.2. Общее руководство психолого – педагогической службой и ответственность за
её организацию в ДОУ возлагается на заведующего.
3.3. Назначение на должность педагога – психолога, учителя – дефектолога,
учителя – логопеда, социального педагога определяется согласно штатных единиц ДОУ на
основании документов об образовании и стажа профессиональной деятельности, согласно
действующим нормативам в системе образования Российской Федерации.
3.4. Деятельность психолого – педагогической службы осуществляется
специалистами ДОУ, окончившим высшее учебное заведение по специальности
«психология», «дефектология», «логопедия» и получившим соответствующую
квалификацию, имеющим диплом государственного образца.
3.5. В деятельности психолого – педагогической службы ДОУ выделяется три вида
помощи: первичная, квалифицированная и специализированная.
1. Первичная помощь, консультирование оказывается педагогом – психологом
участникам дошкольного образовательного учреждения: педагогам, родителям
(законным представителям) воспитанников.
2. Квалифицированная помощь воспитанникам, нуждающимся в психолого –
педагогической и медико – социальной помощи (развивающие и коррекционные
индивидуальные, групповые занятия) оказывается педагогом-психологом, учителем –
дефектологом, учителем – логопедом, врачом.
3. Психолого – педагогическая служба ДОУ является составляющей службой здоровья, в
состав которой входят:
учитель – логопед, который обеспечивает адаптацию и коррекцию детей с нарушениями
речи;
учитель – дефектолог, обеспечивающий сопровождение детей, имеющих нарушения
развития;
социальный педагог, который активно взаимодействует с семьей, контролируя условия
социального благополучия ребенка;
медицинский персонал: педиатр наблюдает за здоровьем детей, медсестра поддерживает
соматически ослабленных воспитанников.
Все они обеспечивают специализированную помощь, продуктивное психологическое
сопровождение.
Эта структура представляет собой медико – психолого – социально –
педагогический консилиум, который помогает выбрать для ребенка наиболее подходящий
образовательный маршрут и реализует его совместно с воспитателями и родителями
(законными представителями) воспитанников.
3.6. Деятельность педагога-психолога ограничена нормативами. Недельная ставка
педагога – психолога составляет 36 часов, из которых 18 часов являются
присутственными (основными), другие 18 часов – методическими (подготовительными)
для подготовки соответствующих материалов и анализа имеющихся результатов.
3.7. По отношению к детям ясельного возраста осуществляются адаптационные
меры при переходе детей из домашней среды в ДОУ.
3.8. По отношению к воспитанникам групп, а также логопедических групп
осуществляются адаптационные меры при переходе из группы в группу, а также
коррекция психического развития воспитанников, их эмоциональной сферы через
индивидуальные и подгрупповые занятия.

5

3.9. По отношению к воспитанникам с ЗПР и УО – осуществляются развивающие и
коррекционные групповые занятия, медико – психологическое сопровождение.
3.10. Исходя из результатов диагностики, детям дошкольного возраста оказывается
психопрофилактическая поддержка, проводится индивидуальная работа по развитию
интеллектуальных способностей и подгрупповая по развитию эмоциональной сферы.
3.11. Из числа детей старшего дошкольного возраста, по результатам диагностики,
формируется «группа риска» для их сопровождения всеми участниками образовательных
отношений.
3.12. Коррекционно – развивающую работу с дошкольниками педагог-психолог
осуществляет согласно приоритетных проблем, значимых для ДОУ, программ,
утвержденных Педагогическим советом и диагностических результатов познавательных
возможностей, особенностей всей когнитивной сферы ребенка, проведенных на основе
валидных разработок (методик).
4. Основные направления деятельности психолого-педагогической службы
4.1. Продуктивная (основная) деятельность обеспечивается полноценным
сотрудничеством
с
администрацией,
педагогами,
родителями
(законными
представителями) воспитанников ДОУ через:
психолого – педагогическое просвещение (проведение обучающих семинаров –
тренингов, бесед);
психопрофилактику;
диагностическую работу;
коррекционную (развивающую и сопровождающую работу);
консультативную деятельность.
4.1.1. Основное время продуктивной деятельности используется педагогом – психологом
на:
а. психопрофилактическую работу по адаптации воспитанников к условиям
дошкольного образовательного учреждения;
б. индивидуальное обследование (познавательных, эмоциональных, личностных и
социально – психологических особенностей);
в. групповое обследование (диагностика на готовность воспитанников ДОУ к
школьному обучению, состояние эмоционально – психологического климата в
группе);
г. индивидуальные консультации педагогов и родителей (законных представителей)
воспитанников по результатам индивидуальных и групповых обследований;
д. индивидуальные коррекционно – развивающие занятия;
е. групповые коррекционно-развивающие занятия;
ж. просветительская работа (просветительские мероприятия);
з. экспертная работа (мероприятия).
4.1.2. Подготовительное время (методические часы) отводятся на:
организационно – методическую работу (подготовка соответствующих материалов
и анализа имеющихся результатов).
4.2. Проведение психологической диагностики и коррекционных занятий
осуществляется только с согласия родителей, а медико – психолого – социально –
педагогическое сопровождение каждого ребенка проводится согласно двухстороннего
договора с родителями (законными представителями) воспитанников детского сада.
4.3. Психологическое просвещение педагогов и родителей (законных представителей)
воспитанников через консультации, участие в педагогических советах, родительских
собраниях, проведение тренингов по вопросам развития, обучения, воспитания в условиях
дошкольного образовательного учреждения.

6

4.4. Взаимодействие с членами коллектива ДОУ по вопросам развития и
формирования личности ребенка с целью разработки способов, средств и методов
профессионального применения.
4.5. Составление индивидуальных образовательных программ для детей группы
риска с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
4.6. Проведение различных видов работ по развитию благоприятного
психологического климата в ДОУ.
4.7. Осуществление мероприятий по предупреждению и снятию психологической
перегрузки педагогического коллектива.
4.8. Подготовительное время работы педагога – психолога (методические часы).
5. Права и обязанности специалистов психолого – педагогической службы
5.1. В соответствии с законодательством Российской Федерации педагог-психолог,
как и любой специалист психолого – педагогической службы ДОУ несут персональную
ответственность за объективность специализированных заключений, адекватность
используемых диагностических и коррекционных методов работы, обоснованность
рекомендаций.
5.2. Специалисты психолого – педагогической службы несут ответственность за
сохранение протоколов обследований, ведение документации психолого – педагогической
службы в соответствии с формами установленного образца.
5.3. Каждый специалист психолого-педагогической службы дошкольного
образовательного учреждения несет профессиональную ответственность за проведение
своих работ строго в пределах своей профессиональной компетенции.
5.4. В своей профессиональной деятельности специалисты психолого –
педагогической службы ДОУ:
1. рассматривают вопросы и принимают решения строго в границах своей
профессиональной компетенции;
2. применяют современные научно обоснованные методы профилактической,
диагностической, развивающей, и коррекционной работы;
3. в решении всех вопросов исходят из интересов воспитанника детского сада, задач его
полноценного психического и физического развития;
4. выполняют распоряжения и указания соответствующих органов управления
образованием, администрации дошкольного образовательного учреждения;
5. взаимосвязаны с социальной службой;
6. оказывают необходимую и достаточную помощь педагогическому коллективу
дошкольного образовательного учреждения в решении основных проблем
образовательной деятельности, необходимую и возможную помощь детям в решении
их индивидуальных проблем;
7. содействуют развитию психолого-педагогической грамотности родителей (законных
представителей) воспитанников в вопросах детской психологии, дефектологии,
педагогики, соблюдения прав детей;
8. ведут запись и регистрацию всех обращений родителей (законных представителей)
воспитанников, педагогов;
9. повышают свой профессиональный уровень.
5.5. Участники психолого – педагогической службы имеют право:
Педагог – психолог:
на сокращенную рабочую неделю по согласованию с заведующим ДОУ.
Все участники психолого – педагогической службы ДОУ:
на получение профессиональных льгот и гарантий, предусмотренных Федеральным
законом «Об образовании в Российской Федерации» и соответствующими
распоряжениями Правительства Российской Федерации, действующих для

7

специалистов системы образования (продолжительность отпуска, пенсионные
гарантии и др.);
самостоятельно формулировать конкретные задачи работы с воспитанниками,
родителями (законными представителями) и педагогическими работниками, выбирать
формы и методы этой работы, решать вопрос об очередности проведения различных
видов работ, выделяя приоритетные направления;
на создание администрацией ДОУ условий, необходимых для успешного выполнения
профессиональных обязанностей;
отказываться от выполнения распоряжений администрации ДОУ в тех случаях, когда
эти распоряжения противоречат профессиональным этическим принципам его
деятельности, определяемым настоящим Положением о психолого – педагогической
службе в ДОУ;
знакомиться со всей имеющейся документацией, необходимой для профессиональной
деятельности;
обращаться с запросами в соответствующие учреждения, инстанции для получения
необходимой информации по вопросам состояния здоровья воспитанников, а также по
вопросам их социального положения и прочих;
участвовать с правом решающего голоса в работе педагогических и административных
советов ДОУ, в работе комиссий по опеке и попечительству и других, решающих
судьбу ребенка;
вести работу по пропаганде и внедрению в сферу образования современных психолого
– педагогических знаний путем лекций, бесед, семинаров и выступлений;
выступать с обобщением имеющегося опыта своей работы в научно – популярных
газетах, журналах и пр.;
обращаться, в случае необходимости, через заведующего ДОУ с ходатайствами в
соответствующие организации по вопросам предоставления помощи воспитанникам.
6. Поощрения
6.1. За своевременное и качественное выполнение функций и задач члены
психолого – педагогической службы ДОУ могут поощряться согласно положениям
Трудового Кодекса Российской Федерации, Коллективного договора, Устава и по приказу
заведующего ДОУ.
6.2. Показателями качества работы психолого – педагогической службы являются:
качество и своевременность проводимых обследований по направлениям деятельности;
надежность принимаемых на их основе решений;
эффективность психолого – педагогических воздействий на участников образовательных
отношений;
качество оформления заключений и рекомендаций;
уровень трудовой дисциплины в ДОУ.
6.3. Сотрудники психолого – педагогической службы поощряются за выполнение
следующих показателей:
а. увеличение контингента воспитанников, прошедших психолого – педагогическое
обследование и получивших квалифицированную помощь;
б. рост числа выпускников с высоким уровнем готовности к школьному обучению;
в. уменьшение численности вновь поступивших детей с тяжелой степенью адаптации к
детскому саду;
г. расширение круга родителей (законных представителей) воспитанников, получивших
необходимую консультационную помощь;
д. сокращение текучести кадров как результат эффективной работы с персоналом ДОУ;
е. своевременное изучение и оптимизация социально – психологического климата в
педагогическом коллективе ДОУ.

8

6.4. Оценка деятельности сотрудников и внесение предложений о поощрении
осуществляются руководителем психолого-педагогической службы исходя из фактически
отработанного времени, качества труда и индивидуального вклада в конечный результат.
6.5. Работу руководителя психолого – педагогической службы оценивает
заместитель заведующего по учебно – воспитательной работе ДОУ.
7. Документация и формы отчетности психолого-педагогической службы ДОУ
7.1. Члены психолого – педагогической службы ведут следующую документацию и
отчетность:
1. перспективный план работы педагога – психолога ДОУ;
2. заключение по результатам проведенного психодиагностического исследования;
3. журнал консультаций педагога – психолога;
4. журнал учета групповых форм работы;
5. план психолого – социальной помощи ребенку;
6. карта психологического обследования ребенка;
7. план коррекционно – развивающих занятий с учетом:
планирования и учета групповых занятий;
планирования и проведения индивидуальных занятий.
8. групповые тетради для рекомендаций педагогам;
7.2. В конце учебного года педагог – психолог представляет следующие отчеты:
1. Аналитический отчет о работе за текущий учебный год;
2. справку с мониторингом развития психических процессов детей, нуждавшихся в
психологической и медико – педагогической помощи;
3. информацию о пополнении оснащения кабинета педагога – психолога;
4. материалы из опыта работы по приоритетной деятельности.
8. Заключительные положения
8.1. Настоящее Положение о психолого – педагогической службе является
локальным нормативным актом ДОУ, принимается на педагогическом совете,
согласовывается с родительским комитетом и утверждается (либо вводится в действие)
приказом заведующего дошкольным образовательным учреждением.
8.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются
в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской
Федерации.
8.3. Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к
Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.8.1 настоящего Положения.
8.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов
и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.

9

Лист ознакомления работников с Положением
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.

Фамилия, имя, отчество
работника

Должность

Дата
ознакомления

Подпись

10

40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.
73.
74.
75.
76.
77.
78.
79.
80.
81.
82.
83.

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».