22.12.2020
Дистанционное
обучение (ДО) – это взаимодействие педагога и обучающегося между собой на
расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели,
содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое
специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами,
предусматривающими интерактивность.
Деятельность
педагога в системе дистанционного обучения
Педагог несет ответственность за
качество обучения, поэтому ему необходимо быть хорошо подготовленным
методически и содержательно к образовательному процессу, уметь работать с
программным обеспечением, сервисами сети Интернет, также он должен владеть
дистанционными методиками преподавания и знанием особенностей построения
учебного процесса в виртуальной среде.
Условия проведения дистанционного
обучения могут отличаться по режиму взаимодействия педагога и обучающегося.
Существуют два вида
режима:
·
Offline -
местонахождение и время не является существенным, так как все взаимодействие
организовывается в отложенном режиме;
·
Online – обучающийся с родителем
(законным представителем) и педагог находится у автоматизированного рабочего
места.
Дистанционное занятие в
режиме offline выкладывается в
методическую копилку детского сада (электронный ресурс) и родитель
(законный представитель) воспитанника может воспользоваться им в любое удобное
для себя время самостоятельно.
Дистанционное занятие в
режиме online проводится по заранее
составленному расписанию, согласованному с аудиторией.
Для проведения педагогом дистанционного занятия в любом из режимов
необходимо:
- выстроить индивидуальный
образовательный маршрут для каждого ребенка за счёт возможности выбора уровня и
вида представления материала и согласовать его с заказчиком;
- разработать конспекты занятий и
подготовить демонстрационный и раздаточный материал к занятиям с элементами
видео и аудио, с включением иллюстраций и анимации;
- организовать щадящий режим обучения,
нормируя количество времени, проводимого за компьютером;
- разработать и осуществить социальную
программу работы с семьей, обязательное включение родителей в процесс обучения
ребенка, выработка совместной политики общения.
При разработке
конспектов занятий следует учитывать следующие особенности:
- сложность оказания
эмоционально-волевого влияния на воспитанника (суггестивные способности);
- сложность в умении
определить эмоциональное состояние ребенка по его внешнему виду, жестам,
мимике, движениям (перцептивные способности);
- невозможность
встретиться глазами с собеседником через веб-камеру;
- сложность в
пояснении словами запахов, вкуса и т.д.
Психологические
аспекты организации обучения с использованием дистанционных технологий
При виртуальном обучении педагог
нередко сталкивается с трудностями психологического порядка:
- неумение вести себя в ходе
педагогического мероприятия перед камерой, сложности в личном общении;
- установление
межличностных контактов между участниками образовательного процесса;
- создание благоприятного
психологического климата при реализации образовательных программ дошкольного
образования с использованием дистанционных образовательных технологий;
- соблюдение норм и
правил телекоммуникационного этикета.
Но не только педагог испытывает
трудности, воспитаннику тоже совсем непросто и он испытывает противоречивые
чувства:
– психологический дискомфорт
от нахождения в непривычной среде;
– изолированность от
сверстников;
– желание скрыть истинные чувства,
надеть «маску». Он может неадекватно интерпретировать материал, создать образ
виртуального собеседника.
В связи с этим
перед педагогом стоит ряд педагогических задач:
- обучиться
преодолению информационных барьеров;
- обучиться сетевому
этикету;
- повысить мотивацию
обучающегося;
- применять многообразные формы работы,
создающие положительный эмоциональный настрой.
Организация
педагогом дистанционного обучения
Организация
педагогом дистанционного обучения строится следующим образом:
I. Разработка конспекта.
Дистанционное занятие несколько
отличается от обычного рядового занятия, т.к. подача информации идет не на
прямую, а через экран монитора и обучающийся получается изолирован от педагога.
Все это следует учитывать при разработке конспекта.
Алгоритм разработки конспекта к дистанционному занятию:
1.
Определение темы дистанционного занятия.
2. Определение типа
дистанционного занятия (изучение новой темы, повторение, углубление, контроль,
ликвидация пробелов в знаниях и умениях и т.д.).
3. Постановка цели занятия
(относительно обучающегося, педагога, их совместной деятельности).
4. Выбор
наиболее оптимальной по техническим и технологическим особенностям модели и
формы дистанционного занятия.
5. Определение длительности
дистанционного занятия, исходя из возрастной категории обучающихся.
II. Выбор наиболее
удобного способа доставки учебного материала (раздаточного) заказчику.
С родителями (законными представителями)
обговаривается заранее каким образом им будет доставляться учебный материал к
данному занятию.
Можно
рассмотреть следующие варианты:
1. Скачивание из личного кабинета или из
методической копилки Виртуального детского сада файла и распечатка или создание
его самостоятельно заказчиком.
2. Самовывоз - заказчик приезжает в ДОУ
и берет на временное пользование готовый вариант учебного материала.
Подготовка
методических рекомендаций для родителей (законных представителей) воспитанников
к данному занятию
Педагог самостоятельно разрабатывает
методические рекомендации для родителей (законных представителей) к каждому
занятию.
Методические
рекомендации делятся на два типа:
1. Индивидуальные - в рекомендациях
педагог прописывает в чем необходимо поупражнять или какие знания и навыки
необходимо закрепить ребенку для проведения следующего занятия, и выкладывает
их в личный кабинет заказчика.
2. Общие – рекомендации по
предварительной работе к следующему занятию. Размещаются в методической
копилке детского сада вместе с конспектом и дистанционным занятием в режиме
offline.
Проведение занятия.
Анализ занятия.
После проведения
дистанционного занятия педагог анализирует удалось ли достичь поставленных
целей, какие при этом возникли трудности как со стороны обучающихся, родителей
(законных представителей), так и самого педагога.
Практические советы
проведения занятий дистанционного обучения в режиме реального времени
Для достижения лучшего
результата по дистанционному обучению в режиме реального времени, стоит
придерживаться нескольких практических советов:
1. Обязательно
установите личный контакт с ребенком (улыбайтесь, обращайтесь по имени,
смейтесь вместе, уберите с лица выражение усталости и заботы).
2. Старайтесь быть
очень энергичным, используйте в речи больше интонационных средств, чем в обычной
беседе.
3. Одевайте одежду
спокойных тонов, чтобы не отвлекать внимание ребенка.
4. Старайтесь громко,
четко и внятно произносить слова, но не кричите.
5. Всегда держите
рядом музыкальную игрушку или аудиозапись чтобы привлечь внимание ребенка в случае
потери интереса.
22.12.2020
Методические рекомендации педагогическим работникам и родителям
«Использование электронных образовательных ресурсов для дистанционного
образования дошкольников в период нахождения дома»
В целях реализации образовательной программы ДОУ и
организации воспитательно-образовательной работы с дошкольниками в условиях нахождения
дома дошкольным учреждением осуществляется дистанционное образование.
На официальном сайте
МБДОУ г.Керчи РК «Детский сад комбинированного вида №6 «Радуга» по адресу: https://raduga6.tvoysadik.ru в разделе «Дистанционное обучение» размещаются
методические рекомендации специалистов, практические материалы режимных
моментов, образовательной деятельности, от воспитателей, учителей- логопедов,
учителей-дефектологов, инструкторов по физической культуре, музыкальных
руководителей.
С рекомендациями родители могут также познакомиться на
страницах воспитателей и узких специалистов в разделе «Советы специалистов»
Современные интерактивные технологии, доступность Интернета,
уверенное овладение и пользование гаджетами большинством педагогов, родителей и
детьми- дошкольниками, позволяют расширить образовательные возможности
дистанционного образования в условиях нахождения дома.
Для познавательного развития дошкольникам и их родителям предлагается посетить онлайн-выставки, онлайн-экскурсии, посмотреть онлайн-спектакли для детей. В помощь родителям рекомендовали детские сайты и порталы:
Детские спектакли
ДЕТСКИЕ СПЕКТАКЛИ ОНЛАЙН. ТЕАТР ДЛЯ ДЕТЕЙ
Телеканал «Карусель»
ТЕЛЕКАНАЛ "КАРУСЕЛЬ" (ИГРЫ, КОНКУРСЫ)
Гид по выставке "Русская сказка. От Васнецова до сих пор"
ГИД ПО ВЫСТАВКЕ. "РУССКАЯ СКАЗКА ОТ ВАСНЕЦОВА ДОС ИХ ПОР"
80 крутых идей
Детские песни
Интересные познавательные материалы на любую тему можно без труда найти в сети Интернет. Наиболее рекомендуемые для дошкольников электронные образовательные ресурсы, которые могут использоваться в совместном взаимодействии взрослого (педагога, родителя) и ребёнка:
1.
«ПониМашка» - Мастер-классы, игры, задания для детей и родителей.
3.
МАМОНТЕНОК-ОНЛАЙН. Досуг для детей и их родителей
4.
«СТАНЬ ШКОЛЬНИКОМ С РОБОБОРИКОМ» - Курс предшкольной подготовки
5. ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ-Дошкольники – Методические материалы – Финансовая грамотность.
6.