Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Керчи Республики Крым «Детский сад комбинированного вида №6 «Радуга» СОГЛАСОВАНО педагогическим советом МБДОУ г. Керчь РК «Детский сад комбинированного вида №6 «Радуга» (протокол от 28.08.2024г. № 1) УТВЕРЖДАЮ Заведующий МБДОУ г. Керчь РК «Детский сад комбинированного вида №6 «Радуга» _____________О.В. Ворон « 28 » августа 2024 г. ПОЛОЖЕНИЕ о группах компенсирующей направленности для детей с РАС в ДОУ г. Керчь 2 1. Общие положения 1.1. Группа для детей с расстройствами аутистического спектра (далее группа) является группой компенсирующей направленности и открывается в ДОУ с целью создания условий для воспитания, обучения, коррекции и социальной интеграции детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра (далее РАС). 1.2. Настоящее Положение о группе компенсирующей направленности для детей с РАС для Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Керчи Республики Крым «Детский сад комбинированного вида №6 «Радуга» разработано в соответствии с Конвенцией о правах ребёнка, принятой резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20.11.1989 г. – ООН 1990; Федеральным законом от 24.07.1998. № 124 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Приказами Министерства просвещения Российской Федерации от 31 июля 2020 г. № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (зарегистрирован Министерством юстиций Российской Федерации 31.08.2020 г., регистрационный № 59599) и от 28.08.2020 г.; № 442 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (зарегистрирован Министерством юстиций Российской Федерации 16.12.2020 г., регистрационный № 61494); Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»; СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155); Федеральный закон от 24.11.1995 № 181 – ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями; Федеральный закон от 03.05.2012 № 46 – ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»; Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» от 24.07.1998 № 124 – ФЗ (последняя реакция); Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2015 года № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» (с изменениями 18 августа 2016 года); Письмо Минобрнауки РФ от 10.02.2009 N 06-100 "О психолого – педагогической поддержке семей с детьми – инвалидами"; Распоряжение Министерства Просвещения РФ от 9 сентября 2019 г. № Р-93 «Об утверждении примерного положения о психолого – педагогическом консилиуме образовательной организации»; Примерной адаптированной основной образовательной программой дошкольного образования для детей с задержкой психического развития. 1.3. Срок данного положения ограничен. Данное Положение действует до принятия нового. 1.4. Положение принимается Педагогическим советом ДОУ и утверждение приказом руководителя ДОУ. Изменения и дополнения в настоящее Положение принимаются педагогическим советом и утверждаются руководителем ДОУ. 1.5. Коррекционные группы создаются и реорганизуются Учредителем (муниципальным органом управления) в соответствии с законодательством РФ. 2. Организация комплектования групп. 2.1. Комплектование групп осуществляется в соответствии с Уставом ДОУ, Административным регламентом предоставления муниципальной услуги по 3 предоставлению места в муниципальной образовательной организации, реализующей Адаптированную образовательную программу дошкольного образования. 2.2. Коррекционная группа является структурным подразделением ДОУ. 2.3. Комплектование группы для детей с РАС осуществляется в соответствии с установленной очередностью на зачисление в группу детей, имеющих РАС. 2.4. Зачисление детей в группу компенсирующей направленности происходит в соответствии с Положением о порядке приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования. 2.5. Направление детей в группы осуществляется только с согласия родителей (законных представителей) и на основании заключения ПМПК. Для определения ребенка в данную группу, предоставляются следующие документы: 1. заявление родителей (законных представителей); 2. коллегиальное заключение ПМПК с определением программы обучения (оригинал и копия); 3. свидетельства о рождении ребенка (оригинал и копия); 4. направление для зачисления в общеобразовательную организацию, реализующую основную общеобразовательную программу дошкольного образования (детский сад); 5. направление; 2.6. Комплектование групп проводится ежегодно с 1 июня по 1 августа. В срок до 1 сентября приказом заведующего утверждается список воспитанников, зачисленных в группу. Доукомплектование групп в остальное время проводится при наличии свободных мест. 2.7. Длительность пребывания воспитанников в группе зависит от структуры нарушения развития и степени его проявления и максимально может составлять 4 года. 2.8. В случае отсутствия положительной динамики коррекционной работы и выявления у ребенка нарушения психического развития, обусловленного расстройствами аутистического спектра, имеющий РАС, может быть направлен в ПМПК для уточнения диагноза и определения его дальнейшего образовательного маршрута. 2.9. Сроки коррекционной работы в группе для детей с РАС зависят от динамики 2.10. Перевод воспитанников из группы в группу другой компенсирующей направленности или общеобразовательное учреждение, в котором отсутствуют группы компенсирующей направленности, осуществляется по заключению ПМПК. 2.11. В зависимости от степени тяжести нарушения развития и при проявлении аффективных состояний время пребывания ребенка в группе в течение дня может быть сокращено в соответствии с рекомендациями, данными специалистами: учреждений здравоохранения, учителем – дефектологом, педагогом – психологом. 2.12. Предельная наполняемость группы соответствует типовым нормативам по комплектованию групп для детей с РАС и составляет 5 человек. 2.13. Группы комплектуются как разновозрастные. 2.14. Не подлежат приему в указанную группу дети, имеющие следующие клинические формы и состояния: дети с психоподобным поведением, эпилепсией и другими психическими заболеваниями, требующими активного лечения; глухие и слабослышащие дети; слепые и слабовидящие; с тяжелыми нарушениями опорно – двигательного аппарата; с тяжелыми множественными нарушениями развития (со сложной структурой дефекта). 4 2.15. В летний оздоровительный период допускается закрытие группы для детей с РАС при отсутствии детей, посещающих группу и специалистов, осуществляющих коррекционную работу. 2.16. Отчисление воспитанников из группы для детей с РАС осуществляется на основании решения территориальной ПМПК, оформляется приказом руководителя ДОУ. 3. Организация деятельности коррекционной группы. 3.1. Группа детей с РАС создается в целях коррекционной помощи воспитанникам ДОУ, имеющим диагноз «умственная отсталость» (далее – РАС); оказание помощи в освоении Адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с РАС. 3.2. Основными задачами группы РАС являются: 1. Группа для детей с РАС создаётся в БДОУ с целью максимально возможной социальной адаптации, вовлечения в процесс социальной интеграции и личностной самореализации воспитанников. 2. В группе осуществляется квалифицированная коррекция недостатков в психическом развитии и дошкольное образование детей с РАС в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, разрабатываемой им самостоятельно на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования и федерального государственного образовательного стандарта, а также с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей с РАС. 3. Задачами коррекционного обучения в группе для детей с РАС являются: а. социальная адаптация: формирование способности к сотрудничеству со взрослыми, детьми в игре и других видах совместной деятельности; б. организация интеллектуального и личностного развития детей с учетом коррекции нарушений развития и индивидуальных особенностей, развитие познавательной активности; в. формирование позитивных личностных качеств; г. преодоление агрессии и аутоагрессии; д. преодоление двигательных стереотипов; е. совершенствование навыков адаптивного поведения в обществе; ж. развитие и совершенствование навыков самообслуживания; з. подготовка к школьному обучению и интеграция в общество 3.3. Группы обеспечиваются специальным помещением, оборудованием и пособиями в соответствии с возрастом детей и направлением коррекционноразвивающего обучения. 3.4. Коррекционная группа функционирует согласно режиму работы ДОУ. 3.5. Распорядок дня воспитанников коррекционной группы устанавливается с учетом особенностей развития детей, необходимых коррекционных мероприятий, и в соответствии с требованиями СанПин и утверждается руководителем Учреждения. 3.6. Организация образовательного процесса в группах для детей с РАС определяется Адаптированной образовательной программой дошкольного образования для детей с РАС, разработанной и реализуемой ДОУ, регламентируется годовым планом работы, учебным планом и расписанием непосредственно образовательной деятельности, разрабатываемыми и утверждаемыми ДОУ самостоятельно. 3.7. Учитель – дефектолог, педагог – психолог, учитель – логопед проводят коррекционно – развивающие занятия в соответствии с графиком работы, циклограммой деятельности с учетом рекомендаций ПМПК, ИПР ребенка – инвалида, детей с ОВЗ. 3.8. Организационными формами работы групп компенсирующей направленности являются: подгрупповые занятия с воспитанниками, занятия малыми группами и индивидуальные занятия. Дети, слабо усваивающие программу, отличающиеся резким 5 снижением работоспособности, на начальных этапах обучения в подгруппы не включаются, работа с ними проводится индивидуально. 3.9. Длительность образовательной деятельности в соответствии с СанПиНом зависит от возраста детей в подгруппе и особенностей психофизического развития детей. 4. Участники образовательного процесса. 4.1. Заведующий ДОУ обеспечивает условия, направленные: на коррекцию психофизического развития воспитанников и достижения ими уровня психофизического развития, соответствующего возрастной норме; на профилактику вторичных отклонений в развитии воспитанников, имеющих РАС; на интеграцию коррекционной помощи и воспитательно – образовательного процесса с воспитанниками, имеющими РАС, их социальную адаптацию. Обеспечивает комплектование группы для детей с РАС. Утверждает приказом ДОУ список детей группы с РАС. Осуществляет контроль за работой группы для детей с РАС. 4.2. Зам. заведующего по УВР, старший воспитатель планирует, координирует взаимодействие педагогических работников ДОУ, родителей (законных представителей) воспитанников группы для детей с РАС по вопросам освоения Адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с РАС. Обеспечивает повышение профессиональной компетентности педагогических работников ДОУ, педагогической компетентности родителей (законных представителей) воспитанников группы для детей с РАС в вопросах развития и воспитания детей дошкольного возраста. Обеспечивает взаимодействие в разработке и реализации коррекционных мероприятий педагогических, медицинских работников ДОУ и других организаций, специализирующихся в области оказания поддержки детям, имеющим РАС. Организует проведение мониторинга усвоения воспитанниками группы для детей с РАС содержания основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с ОВЗ, результатов коррекционной работы. Осуществляет анализ мониторинга и результативности коррекционной работы. Контролирует: а. применение педагогических технологий, обеспечивающих коррекцию и компенсацию отклонений в психофизическом развитии детей; б. соблюдение требований к максимально допустимому объему недельной образовательной нагрузки; в. планирование воспитательно – образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации различных видов детской деятельности; г. планирование и выполнение коррекционных мероприятий, обеспечивающих коррекцию и компенсацию отклонений в развитии, воспитанников группы. 4.3. Учитель – дефектолог проводит подгрупповые формы образовательной деятельности в соответствии с реализуемыми программами (общеобразовательными или коррекционными). Эти формы образовательной деятельности проводятся с подгруппами, которые формируются на основе комплексной диагностики, с учетом уровня актуального развития детей. Подгруппы имеют подвижный состав. Периодичность подгрупповых и индивидуальных форм образовательной деятельности определяется особенностями психофизического развития детей с РАС, они проводятся в объеме, обеспечивающем необходимую коррекцию. Приоритетными в работе учителя – дефектолога являются следующие направления: коррекция эмоциональной сферы (формирование и развитие появления способности управлять эмоциями, обучение умению фиксировать свое внимание на эмоциональном состоянии других людей и распознавать эти состояния, обучение поведенческой этике на эмоциональной основе); 6 развитие познавательных процессов (коррекция и развитие мышления, внимания, восприятия, памяти и др. в соответствии с индивидуальными особенностями психофизического развития и образовательными потребностями ребенка); социально – бытовая адаптация (развитие предметно – манипулятивной деятельности, способности к подражанию, обучение владению телом, развитию 4.4. Учитель – логопед всесторонне изучает речевую деятельность детей группы, проводит подгрупповые и индивидуальные формы ООД оказывает методическую помощь воспитателям и педагогам по преодолению нарушений речи у детей. Учитель – логопед в ходе коррекции речевых нарушений у детей с РАС развивает и совершенствует общую, мелкую и артикуляционную моторику, слуховое, зрительное и фонематическое восприятие, формирует правильное звукопроизношение, обеспечивает усвоение лексических и грамматических средств языка, развивает связную речь, внимание, память. При работе с безречевыми детьми, необходимо использовать реальные предметы, картинки, напечатанные слова, которые применяются на всех этапах работы с ними. Выстраивание визуального ряда является основным условием успешности занятий с неговорящими детьми. Параллельно ведется специальная работа по преодолению артикуляторной апраксии, наличие которой может служить серьезным препятствием для успешного развития речи. Глубина аутистических расстройств часто не позволяет сразу приступить к воспитанию понимания ребенком обращенной к нему речи и развитию произносительной стороны речи. До начала работы собственно над речевой функцией необходимы особые предварительные этапы работы, направленные на развитие элементарных коммуникативных умений и навыков. 4.5. Педагог – психолог на основе изучения особенностей интеллектуального развития детей, личностных и поведенческих реакций проводит подгрупповые и индивидуальные формы занятий с детьми РАС, направленные на нормализацию эмоционально – личностной сферы, развитие познавательных функций, адаптивных возможностей, оказывает помощь педагогам в разработке Психологическая коррекция нарушений развития при РАС предполагает: установление контакта со взрослыми; смягчение общего фона сенсорного и эмоционального дискомфорта, тревоги, страхов; стимуляцию психической активности, направленной на взаимодействие со взрослыми и сверстниками; формирование целенаправленного поведения; преодоление отрицательных форм поведения: агрессии, негативизма, расторможенности влечений; коррекционных программ индивидуального развития ребенка. 4.6. Воспитатель проводит групповые и подгрупповые формы образовательной деятельности в соответствии с основной общеобразовательной или коррекционной программой, организует работу по трудовому воспитанию, воспитанию культурно – гигиенических навыков, занимается коррекционной работой в ходе ООД и в ходе реализации режимных моментов, осуществляет дифференцированный подход к воспитанию детей с учетом их индивидуальных, физиологических и психических особенностей, рекомендаций учителя-дефектолога, педагога-психолога и учителя – логопеда. Главная задача воспитателя – вовлечь ребенка с РАС в индивидуальную и совместную деятельность. С этой целью нужно применять в работе с ним как можно больше разнообразных форм взаимодействия, обогащая его эмоциональный и интеллектуальный опыт. При организации коррекционной работы необходимо определить ее ведущее направление: развитие речи; навыков социального взаимодействия; воображения и т.д. Выбор направления будет зависеть от потребностей конкретного ребенка: в одном случае необходимо в первую очередь обучить его навыкам самообслуживания, в другом - снизить уровень тревожности, провести работу по снятию 7 страхов, налаживанию первичного контакта, созданию положительного эмоционального климата и комфортной психологической атмосферы для занятий. На первых этапах работы важнее сформировать у ребенка желание учиться, чем добиваться усвоения учебного материала. Рекомендуется предлагать им игры с жесткой последовательностью действий и четкими правилами, а не сюжетно-ролевые, где необходима диалоговая речь. Для закрепления навыков каждую игру следует проиграть не менее 10 раз, тогда она может стать своего рода ритуалом, которые так любят дети данной категории. Во время игры взрослый должен постоянно проговаривать свои действия и действия ребенка, четко обозначая словами все, что происходит с ними. Аутичным детям свойственна психическая пресыщаемость, они быстро истощаются физически, поэтому для них необходим индивидуальный ритм работы, более частое переключение с одного вида деятельности на другой. Правила работы с детьми РАС: принимать ребенка таким, какой он есть; исходить из интересов ребенка; строго придерживаться определенного режима и ритма жизни ребенка; соблюдать ежедневные ритуалы (они обеспечивают безопасность ребенка); научиться улавливать малейшие вербальные и невербальные сигналы ребенка, связанные с дискомфортом; как можно чаще разговаривать с ребенком; обеспечить комфортную обстановку для общения и обучения; терпеливо объяснять ребенку смысл его деятельности, используя четкую наглядную информацию (схемы, карты и т.п.); не допускать переутомления ребенка. 4.7. Музыкальный руководитель планирует содержание психолого – педагогической работы по освоению детьми группы для детей с РАС. Отбирает музыкальный и художественный репертуар с учетом проведения коррекционной работы с воспитанниками группы. Совместно с учителем – дефектологом и воспитателями группы планирует содержание и проводит с воспитанниками группы для детей с РАС занятия. Развивает основные компоненты звуковой культуры речи, формирует певческое и речевое дыхание, музыкально – ритмические движения. Выполняет трудовые функции в соответствии с должностной инструкцией ДОУ. 4.8. Инструктор по физической культуре планирует содержание психолого – педагогической работы по освоению воспитанниками группы для детей с РАС образовательной области «Физическое развитие». Совместно с воспитателями группы проводит с воспитанниками группы для детей с РАС занятия по физической культуре. Во время проведения занятий по физической культуре регулирует физическую нагрузку, следит за физическим состоянием воспитанников группы. Проводит совместно с воспитателями мониторинг усвоения воспитанниками группы для детей с РАС содержания образовательной области «Физическое развитие». Взаимодействует с учителем – дефектологом, педагогическими работниками ДОУ, родителями (законными представителями) воспитанников группы для детей с РАС по вопросам реализации Адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ОВЗ. Ведёт необходимую документацию по освоению детьми группы для детей с РАС образовательной области «Физическая культура». Выполняет трудовые функции в соответствии с должностной инструкцией ДОУ. 4.9. Тьютор осуществляет дополнительное сопровождение воспитанников группы с целью сохранения здоровья и жизни воспитанников, особенно имеющих тяжелую форму аутизма (полная отрешенность от происходящего, активное отвержение). 8 Документация всех педагогов, работающих в группе, ведется в соответствии с требованиями, прописанными в нормативных документах Министерства образования Российской Федерации. Всем педагогам группы детей с РАС рекомендуется дополнительно к указанной документации заполнять дневник наблюдения за поведением ребенка дошкольного возраста с РАС. Ежедневно в группе для детей с РАС проводится не более двух видов образовательной деятельности в младшей и средней группах; не более трех в старшей и подготовительной к школе группах, не включая образовательную деятельность по дополнительному образованию, в соответствии с возрастным составом подгруппы и уровнем психофизического развития каждого ребенка. Образовательная деятельность, требующая умственного напряжения, должна чередоваться с занятиями подвижного характера. Для предупреждения переутомления детей рекомендуется во время подгрупповых форм проводить физкультминутки, динамические паузы. Содержание образовательного процесса в группе определяется образовательными программами ДОУ и специальными (коррекционными) программами с учетом индивидуальных особенностей детей с РАС. 4.10. Родители (законные представители) создают в семье условия благоприятные для всестороннего развития детей. Имеют права защищать законные права и интересы воспитанника. Принимают участие в деятельности учреждения в соответствии с его Уставом. Взаимодействуют с педагогическими работниками по преодолению у ребенка РАС. Знакомятся с характером коррекционных методов обучения детей. Принимают активное участие по преодолению РАС. Оказывают ДОУ посильную помощь в реализации уставных задач, охране жизни ребенка, летнем оздоровлении, создании развивающей среды. 5. Кадровое обеспечение группы компенсирующей направленности для детей с расстройствами аутистического спектра. Специалисты и педагоги дошкольного учреждения осуществляют работу с родителями (законными представителями) по обеспечению их необходимыми знаниями об особенностях развития ребенка с РАС, оптимальных формах взаимодействия с ним, о задачах и специфике коррекционной работы с детьми этой категории, обучают родителей эффективным методам помощи ребенку. Ответственность за посещение воспитанниками занятий в специальной (коррекционной) группе для детей с РАС несут родители (законные представители). Коррекционную работу в группе осуществляют учитель – дефектолог, ассистент/помощник (тьютор), воспитатели, учитель – логопед, педагог – психолог и другие специалисты ДОУ. Ведущая роль в коррекционно – развивающем процессе принадлежит учителю – дефектологу и педагогу – психологу. Ставки учителя – дефектолога, учителя – логопеда устанавливаются в соответствии со штатным расписанием МБДОУ. На должности учителя – дефектолога, учителя – логопеда назначаются лица, имеющие высшее педагогическое образование и прошедшие специальную подготовку на курсах повышения квалификации. На должность воспитателя группы для детей со сложной структурой дефекта назначаются лица, имеющие высшее или среднее профессиональное педагогическое образование и прошедшие специальную подготовку на курсах повышения квалификации. 9 6. Материально – техническое обеспечение. 6.1. Группы для детей с РАС обеспечиваются специальным помещением, оборудованием и пособиями в соответствии возрастом детей и направлением коррекционно – развивающей работы. 6.2. Для работы учителя – дефектолога, педагога – психолога выделяются специальные кабинеты, отвечающие санитарно – гигиеническим требованиям и оснащенные необходимым оборудованием и пособиями. 6.3. Оснащенность группового помещения и кабинетов фиксируется в паспорте группы и паспортах кабинетов в соответствии с требованиями Учреждения. 7. Заключительные положения. 7.1. Настоящее положение является локальным нормативным актом ДОУ, принимается на Педагогическом совете работников ДОУ и утверждается (либо вводится в действие) приказом заведующего ДОУ. 7.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее положение, оформляются в письменной форме в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. 7.3. Положение действует до принятия нового положения. 10 Лист ознакомления работников с Положением № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. 41. 42. 43. 44. 45. Фамилия, имя, отчество работника Должность Дата ознакомления Подпись 11 46. 47. 48. 49. 50. 51. 52. 53. 54. 55. 56. 57. 58. 59. 60. 61. 62. 63. 64. 65. 66. 67. 68. 69. 70. 71. 72. 73. 74. 75. 76. 77. 78. 79. 80. 81. 82. 83.