Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Керчи Республики Крым «Детский сад комбинированного вида №6 «Радуга» СОГЛАСОВАНО педагогическим советом МБДОУ г. Керчь РК «Детский сад комбинированного вида №6 «Радуга» (протокол от 28.08.2024г. № 1) УТВЕРЖДАЮ Заведующий МБДОУ г. Керчь РК «Детский сад комбинированного вида №6 «Радуга» _____________О.В. Ворон «28» августа 2024 г. ПОЛОЖЕНИЕ о психолого – педагогическом консилиуме (ППК) в ДОУ г. Керчь 2 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение о психолого-педагогическом консилиуме в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении города Керчи Республики Крым «Детский сад комбинированного вида №6 «Радуга» (далее – Положение) разработано в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ с изменениями от 25 декабря 2023 года (ст. 42), приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.09.2013 года № 1082 «Об утверждении положения о психолого–медико-педагогической комиссии» (далее – ПМПк), Распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 09.09.2019 года № Р-93 «Об утверждении Примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации», письмом Минобразования России от 27.03.2000 года № 27/901-6 «О психолого-медикопедагогическом консилиуме образовательного учреждения», Уставом дошкольного образовательного учреждения. 1.2. Данное Положение о психолого-педагогическом консилиуме (ППК) в ДОУ определяет цель, задачи и функции психолого-педагогического консилиума детского сада, а также его структуру и режим деятельности, описывает алгоритм проведения обследования и содержание рекомендаций консилиума по организации психологопедагогического сопровождения воспитанников, устанавливает права и обязанности участников консилиума, устанавливает перечень документации психологопедагогического консилиума в дошкольном образовательном учреждении. 1.3. Психолого-педагогический консилиум (далее – Консилиум) в своей деятельности руководствуется Конвенцией ООН о правах ребёнка, Конституцией и Законами Российской Федерации, рекомендациями региональных и муниципальных органов управления образования, Уставом ДОУ и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими деятельность дошкольного образовательного учреждения. 1.4. Консилиум является одной из организационных форм совместной деятельности специалистов службы психолого-педагогического сопровождения, направленной на решение задач комплексной оценки особенностей развития, возможностей, особых образовательных потребностей воспитанников и определения стратегии оказания психолого-педагогической помощи как в самом дошкольном образовательном учреждении, так и за его пределами. 1.5. Консилиум служит для формирования всестороннего и целостного представления об отдельном воспитаннике, группе, которое складывается из профессиональных мнений (суждений) педагогов и специалистов сопровождения, а также участников образовательной деятельности, заинтересованных в успешном воспитании, обучении и развитии детей. 2. Цель, задачи и функции психолого-педагогического консилиума в ДОУ 2.1. Целью деятельности Консилиума является разработка системы психологопедагогической помощи воспитанникам, имеющим трудности в освоении основной образовательной программы, развитии и социальной адаптации, исходя из реальных возможностей детского сада и в соответствии с особыми образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья детей. 2.2. Задачами деятельности Консилиума дошкольного образовательного учреждения являются: 1. организация и проведение комплексной психолого-педагогической диагностики воспитанника с использованием современных диагностических методик, направленных на выявление актуального уровня развития детей, а именно: 3 особенностей сенсомоторного развития, познавательной деятельности, эмоциональноличностной сферы, уровня развития речи, и определение потенциальных возможностей воспитанников; 2. выявление детей, не проходивших ПМПк, но, тем не менее, нуждающихся в дополнительных специализированных условиях и помощи со стороны различных специалистов для успешной адаптации и воспитания; организация работы с родителями таких детей по выполнению рекомендаций и направлению их на ПМПк; 3. определение характера, продолжительности и эффективности психологопедагогической, коррекционно-развивающей помощи в условиях ДОУ; 4. подбор дифференцированных психолого-педагогических технологий сопровождения, необходимых для коррекции недостатков развития и реализации программы сопровождения; 5. содействие созданию специальных условий воспитания детей с ОВЗ и инвалидностью в соответствии с заключением ПМПк; 6. отслеживание динамики развития воспитанника и эффективности реализации программ коррекционно-развивающей работы; 7. координация и согласование межпрофессионального взаимодействия и планов работы по сопровождению воспитанников; 8. разработка рекомендаций воспитателям и другим педагогам для обеспечения индивидуально-дифференцированного подхода к воспитанникам в образовательной деятельности; 9. подготовка и ведение документации, отражающей оценку уровня актуального развития воспитанника, динамику его состояния, уровень успеваемости, а также характеристики или заключения для предоставления при необходимости в ПМПк (Приказ Минобразования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 года №1082 «Об утверждении Положения о психолого – медико – педагогической комиссии», п. 15). 2.3. Психолого – педагогический консилиум ДОУ выполняет следующие функции: экспертно-диагностическая – определяет качество, комплексность, всесторонность и достоверность диагностики развития воспитанника, трудностей в усвоении основной образовательной программы, социальной адаптации на разных возрастных этапах; аналитическая – предусматривает проведение каждым специалистом глубокого, системного и всестороннего анализа первичной информации о воспитаннике и результатах обследования на Консилиуме; методическая – реализуется через формирование и использование пакетов стандартизированных диагностических методик для обследования детей разного возраста в условиях Консилиума; соблюдение требований к процедуре обследования воспитанника, к формам документации и статистической отчетности по результатам деятельности Консилиума; функция сопровождения заключается в проектировании программы сопровождения и оценке эффективности психолого-педагогической помощи; социально-адаптивная – предполагает защиту интересов воспитанника и его семьи, оказание поддержки при включении воспитанника в образовательную деятельность. 3. Структура психолого-педагогического консилиума в ДОУ 3.1. ППк создаётся приказом заведующего дошкольным образовательным учреждением на текущий учебный год. Общее руководство Консилиума возлагается на заместителя заведующего по учебно-воспитательной работе. Приказом заведующего детским садом утверждается положение о ППк, его состав, график работы, формы документов, председатель из числа административно-управленческого состава и секретарь. 4 3.2. Заседания Консилиума проводятся под руководством председателя ППк или лица, исполняющего его обязанности. В состав Консилиума входит заместитель заведующего по УВР, педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог. 3.3. На заседание ППк приглашаются воспитатели, педагоги (музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре), работающие с конкретными воспитанниками. 3.4. Работа специалистов ППк осуществляется по запросу родителей или сотрудников образовательного учреждения, запрос фиксируется в журнале предварительной записи на ППк (приложение 2). 3.5. Документы ППк, включая карты развития воспитанников, получающих психолого-педагогическое сопровождение, хранятся у председателя Консилиума и выдаются педагогическим работникам при необходимости. 3.6. Ход заседания фиксируется в протоколе. Протокол ППк оформляется не позднее пяти рабочих дней после проведения заседания и подписывается всеми участниками заседания ППк. 3.7. Деятельность Консилиума основана на принципах коллегиальности с установлением ответственности специалистов за исполнение решений, отраженных в протоколе заседания. 3.8. Коллегиальное решение ППк, содержащее обобщенную характеристику воспитанника и рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения, фиксируются в заключении. Заключение подписывается всеми членами ППк в день проведения заседания и содержит коллегиальный вывод с соответствующими рекомендациями, которые являются основанием для реализации психологопедагогического сопровождения обследованного ребенка. 3.9. Коллегиальное заключение ППк доводится до сведения родителей (законных представителей). 3.10. Коллегиальное заключение ППк доводится до сведения педагогических работников, работающих с обследованным воспитанником, и специалистов, участвующих в его психолого-педагогическом сопровождении, не позднее трех рабочих дней после проведения заседания. 3.11. При направлении воспитанника на психолого-медико-педагогическую комиссию оформляется Представление Консилиума. Представление ППк на воспитанника для предоставления на ПМПк выдается родителям (законным представителям) под личную подпись. 3.12. Председатель ППк: а. организует планирование, утверждает годовой план работы ППк и обеспечивает систематичность его заседаний; б. возлагает ответственность за разработку и реализацию программы психологопедагогического сопровождения на специалистов сопровождения; в. координирует взаимодействие специалистов по реализации программы психологопедагогического сопровождения воспитанника, его родителей (законных представителей), педагогического коллектива ДОУ, взаимодействие между дошкольным образовательным учреждением и социальными партнерами (в том числе при отсутствии необходимых кадровых ресурсов); г. обеспечивает контроль качества и своевременного исполнения мероприятий, предусмотренных программой психолого-педагогического сопровождения и рекомендациями ПМПк. 3.13. Секретарь ППк: а. ведет отчетную и текущую документацию ППк; б. оповещает педагогов, родителей (законных представителей), приглашенных на заседание, о дате, месте и времени его проведения; в. ведет протокол заседания ППк; 5 г. координирует взаимодействие Консилиума с ПМПк и другими организациями (при необходимости). 3.14. Члены ППк (педагог-психолог, социальный педагог, воспитатель и другие специалисты): а. организуют диагностику для определения уровня актуального развития ребенка, выявления причин и механизмов трудностей в воспитании, отклонений в развитии и поведении; б. определяют содержание и формы собственной коррекционно-развивающей работы, а также формулируют рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) по созданию оптимальных условий воспитания, обучения, адаптации и социализации детей; в. участвуют в разработке и реализации программы психолого-педагогического сопровождения. 3.15. Обследование ребенка проводится каждым специалистом ППк индивидуально, при необходимости - в присутствии родителей (иных законных представителей), по окончании обследования специалист составляет свое представление на воспитанника (приложение 5-8), заключение и разрабатывает рекомендации. 3.16. На заседании ППк обсуждаются результаты обследования ребенка каждым специалистом, составляется коллегиальное заключение ППк (приложение 9). Коллегиальное заключение ППк, содержащее обобщенную характеристику воспитанника и рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения, фиксируются в заключении. Заключение подписывается всеми членами ППк в день проведения заседания и содержит коллегиальный вывод с соответствующими рекомендациями, которые являются основанием для реализации психолого-педагогического сопровождения обследованного обучающегося. 3.17. Все сведения вносятся в Карту развития ребенка (приложение 10). 3.18. Коллегиальное заключение ППк доводится до сведения родителей (законных представителей) в день проведения заседания. 3.19. В случае несогласия родителей (законных представителей) обучающегося с коллегиальным заключением ППк они выражают свое мнение в письменной форме в соответствующем разделе заключения ППк, а образовательный процесс осуществляется по ранее определенному образовательному маршруту в соответствии с соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом. 3.20. Коллегиальное заключение ППк доводится до сведения педагогических работников, работающих с обследованным воспитанником, и специалистов, участвующих в его психолого-педагогическом сопровождении, не позднее трех рабочих дней после проведения заседания и вносится в журнал регистрации коллегиальных заключений ППк (приложение 11). 3.21. Воспитатели, работающие с сопровождаемым воспитанником: 1. исполняют рекомендации ПМПк и ППк при организации образовательной деятельности, учитывают его индивидуальные особенности; 2. соблюдают специальные образовательные условия, необходимые для сопровождаемого воспитанниками (организация рабочего места, вспомогательные и технические средства, специальный дидактический материал, оценивание достижений, темп и объем выполнения заданий и др.); 3. участвуют в формировании толерантных установок воспитанников и родителей (законных представителей) к особенностям сопровождаемого воспитанника. 3.22. Все проведенные плановые и внеплановые заседания ППк вносятся в журнал учета заседаний (приложение 12). 3.23. Ход ППк фиксируется в протоколе заседаний (приложение 13). Протокол ППк оформляется не позднее пяти рабочих дней после проведения заседания и подписывается всеми участниками заседания ППк. 6 3.24. При направлении обучающегося на психолого – медико – педагогическую комиссию (далее – ПМПК) (приложение 14) заключение, составленное на основании сведений, содержащихся в его Карте развития, представляется одним из специалистов ППк, сопровождающих ребенка вместе с родителями, или отправляется по почте. Направления на ПМПК фиксируются в журнале направлений ПМПК (приложение 15). Представление ППк на обучающегося для предоставления на ПМПК выдается родителям (законным представителям) под личную подпись. 4. Режим деятельности ППк 4.1. Периодичность проведения заседаний ППк определяется запросом ДОУ на обследование и организацию комплексного сопровождения воспитанников и отражается в графике проведения заседаний. 4.2. Заседания Консилиума подразделяются на плановые и внеплановые. 4.3. Плановые заседания ППк проводятся в соответствии с графиком проведения, но не реже одного раза в полугодие, для оценки динамики воспитания, обучения и коррекции, внесения (при необходимости) изменений и дополнений в рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения воспитанников. 4.4. Внеплановые заседания Консилиума проводятся: при зачислении нового воспитанника, нуждающегося в психолого-педагогическом сопровождении; при отрицательной (положительной) динамике воспитания, обучения и развития воспитанника; при возникновении новых обстоятельств, влияющих на обучение и развитие воспитанника в соответствии с запросами родителей (законных представителей) воспитанника, педагогических сотрудников дошкольного образовательного учреждения; с целью решения конфликтных ситуаций и других случаях. 4.5. При проведении ППк учитываются результаты освоения содержания образовательной программы, комплексного обследования специалистами ППк, степень социализации и адаптации воспитанников. На основании полученных данных разрабатываются рекомендации для участников ДОУ по организации психологопедагогического сопровождения воспитанников. 4.6. Деятельность специалистов Консилиума осуществляется бесплатно. 4.7. Специалисты, включенные в состав ППк, выполняют работу в рамках основного рабочего времени, составляя индивидуальный план работы в соответствии с планом заседаний ППк, а также запросами воспитанников на обследование и организацию комплексного сопровождения воспитанника. 5. Проведение обследования 5.1. Процедура и продолжительность обследования ППк определяются, исходя из задач обследования, а также возрастных, психофизических и иных индивидуальных особенностей обследуемого воспитанника. 5.2. Обследование воспитанника специалистами Консилиума осуществляется по инициативе родителей (законных представителей) или сотрудников ДОУ с письменного согласия родителей (законных представителей). 5.3. Секретарь Консилиума по согласованию с председателем ППк заблаговременно информирует членов ППк о предстоящем заседании, организует подготовку и проведение заседания ППк. 5.4. На период подготовки к ППк и последующей реализации рекомендаций воспитаннику назначается ведущий специалист (воспитатель или другой специалист). Ведущий специалист представляет воспитанника на ППк и выходит с инициативой повторных обсуждений на ППк (при необходимости). 7 5.5. По данным обследования каждым специалистом составляется заключение и разрабатываются рекомендации. На заседании ППк обсуждаются результаты обследования ребенка каждым специалистом, составляется коллегиальное заключение ППк. 5.6. Родители (законные представители) имеют право принимать участие в обсуждении результатов освоения содержания образовательной программы, комплексного обследования специалистами ППк, степени социализации и адаптации воспитанников. 6. Содержание рекомендаций Консилиума по организации психологопедагогического сопровождения воспитанников 6.1. Рекомендации ППк по организации психолого-педагогического сопровождения детьми с ограниченными возможностями здоровья конкретизируют, дополняют рекомендации ПМПк и могут включать в том числе: 1. разработку индивидуального образовательного маршрута воспитанника; 2. адаптацию учебных материалов; 3. разработку инструментария по оценке достижений планируемых результатов освоения программы коррекционной работы; 4. внесения изменений в коррекционные мероприятия по итогам мониторинга результатов коррекционно-развивающей работы с воспитанником; 5. другие условия психолого-педагогического сопровождения в рамках компетенции ДОУ. 6.2. Рекомендации ППк по организации психолого-педагогического сопровождения воспитанника на основании медицинского заключения могут включать условия воспитания, обучения и развития, требующие организации воспитания и обучения по индивидуальному образовательному маршруту, медицинского сопровождения, в том числе: 1. организация дополнительной двигательной нагрузки в течение учебного дня (снижение двигательной нагрузки); 2. предоставление дополнительных перерывов для приема пищи, лекарств; 3. снижение объема обучающих занятий; 4. предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего воспитанникам необходимую техническую помощь; 5. другие условия психолого-педагогического сопровождения в рамках компетенции дошкольного образовательного учреждения. 7. Состав Психолого – педагогического консилиума 7.1. Общее руководство деятельностью ППк возлагается на заведующего Организации. 7.2. Состав ППк: Председатель ППк - заместитель руководителя Организации; Заместитель председателя ППк (определенный из числа членов ППк); Педагог-психолог; Учитель-логопед; Учитель-дефектолог; Секретарь ППк (определенный из числа членов ППк). 7.3. Заседания ППк проводятся под руководством Председателя ППк или лица, исполняющего его обязанности. 7.4. Деятельность специалистов ППк осуществляется бесплатно. 7.5. Специалисты, включенные в состав ППк, выполняют работу в рамках основного рабочего времени, составляя индивидуальный план работы в 8 соответствии с планом заседаний ППк, а также запросами участников образовательных отношений на обследование и организацию комплексного сопровождения обучающихся. 7.6. Специалистам ППк за увеличение объема работ устанавливается доплата, размер которой определяется Организацией самостоятельно. 8. Права и обязанности участников ППк 8.1. Родители (законные представители) воспитанника имеют право: присутствовать при обследовании воспитанника, принимать участие в заседании ППк при обсуждении вопроса освоения ребенком содержания образовательной программы, степени его социализации и адаптации; знакомиться с результатами обследования и коллегиальным заключением; вносить свои замечания и предложения по созданию специальных образовательных условий; получать консультации специалистов ППк по вопросам реализации мер, необходимых для разрешения трудностей в развитии, воспитании, обучении, адаптации, включая определение видов, сроков оказания психолого-педагогической помощи; получать информацию о своих правах и правах детей в рамках деятельности ППк. 8.2. Родители (законные представители) обязаны: 1. неукоснительно следовать рекомендациям ППк (в ситуации согласия с его решениями); 2. обеспечивать посещение воспитанникам коррекционно-развивающих занятий и курсов специалистов сопровождения. 8.3. Специалисты ППк обязаны: 1. руководствоваться в своей деятельности профессиональными и этическими принципами, подчиняя их исключительно интересам детей и их семей; 2. применять в своей деятельности современные психолого-педагогические подходы в воспитании, обучении, развитии и социализации воспитанников; 3. не реже одного раза в полугодие вносить в карту развития воспитанника сведения об изменениях в состоянии его развития в процессе психолого-педагогического сопровождения; 4. соблюдать конфиденциальность и нести ответственность за несанкционированное разглашение сведений о детях и их семьях. 8.4. Специалисты ППк имеют право: а. иметь свое особое мнение по особенностям сопровождения воспитанников, испытывающих трудности в освоении образовательной программы, развитии и социальной адаптации в рамках собственной профессиональной компетенции, отражать его в документации ППк; б. представлять и отстаивать свое мнение об особенностях воспитанников и направлениях собственной деятельности в качестве представителя дошкольного образовательного учреждения при обследовании ребенка на ПМПк. в. самостоятельно выбирать средства, оптимальные формы и методы работы с детьми и взрослыми, решать вопросы приоритетных направлений своей деятельности; г. обращаться к педагогическим работникам, администрации образовательного учреждения, родителям для координации коррекционной работы; д. проводить в образовательном учреждении индивидуальные и групповые обследования (логопедические, психологические); е. требовать от администрации образовательного учреждения создания условий, необходимых для успешного выполнения профессиональных обязанностей, обеспечения инструктивной и научно-методической документацией; 9 ж. получать от руководителя образовательного учреждения информацию информативноправового и организационного характера, знакомиться с соответствующими документами; з. обращаться за консультацией в образовательные, медицинские, дефектологические учреждения; и. вести просветительскую деятельность по пропаганде психолого-педагогических знаний; к. обобщать и распространять опыт своей работы, выпускать буклеты, методические разработки, рекомендации и т. д. рассматривать вопросы и принимать решения строго в рамках своей профессиональной компетенции; л. в решении вопросов исходить из интересов ребёнка, задач его обучения, воспитания и развития, работать в соответствии с профессионально-этическими нормами, обеспечивая полную конфиденциальность получаемой информации; м. принимать решения и вести работу в формах, исключающих возможность нанесения вреда здоровью, чести и достоинству воспитанников, родителей, педагогических кадров; н. оказывать помощь администрации, педагогическому коллективу образовательного учреждения, родителям в решении проблем, связанных с обеспечением полноценного психического развития, эмоционально-волевой сферы детей и индивидуального подхода к ребёнку. Участвовать в управлении коллективом, содействовать созданию благоприятного психологического климата в образовательном учреждении, разрабатывать программы коррекционно-развивающей работы с воспитанниками; о. осуществлять профилактику физических, интеллектуальных и психических нагрузок, эмоциональных срывов, организовывать оздоровительные мероприятия воспитанников; п. готовить подробное заключение о состоянии развития и здоровья воспитанника для представления на ППк, на ПМПК. 9.Ответственность специалистов ПМПк Специалисты ПМПк несут ответственность за: адекватность используемых диагностических и коррекционных методов; обоснованность рекомендаций; конфиденциальность полученных при обследовании материалов; соблюдение прав и свобод личности ребёнка; ведение документации и её сохранность. 10. Заключительные положения 10.1. Настоящее Положение о психолого-педагогическом консилиуме является локальным нормативным актом ДОУ, принимается на Педагогическом совете, согласовывается с родительским комитетом и утверждается (либо вводится в действие) приказом заведующего дошкольным образовательным учреждением. 10.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации. 10.3. Данное Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п. 10.1. настоящего Положения. 10.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу. 10 Лист ознакомления работников с Положением № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. Фамилия, имя, отчество работника Должность Дата ознакомления Подпись 11 40. 41. 42. 43. 44. 45. 46. 47. 48. 49. 50. 51. 52. 53. 54. 55. 56. 57. 58. 59. 60. 61. 62. 63. 64. 65. 66. 67. 68. 69. 70. 71. 72. 73. 74. 75. 76. 77. 78. 79. 80. 81. 82. 83. 12