Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Керчи Республики Крым «Детский сад комбинированного вида №6 «Радуга» СОГЛАСОВАНО педагогическим советом МБДОУ г. Керчь РК «Детский сад комбинированного вида №6 «Радуга» (протокол от 28.08.2024г. № 1) УТВЕРЖДАЮ Заведующий МБДОУ г. Керчь РК «Детский сад комбинированного вида №6 «Радуга» _____________О.В. Ворон «28» августа 2024 г. ПОЛОЖЕНИЕ об организации коррекционной работы в ДОУ г. Керчь 2 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение регулирует деятельность групп компенсирующей направленности (коррекционная группа) для Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Керчи Республики Крым «Детский сад комбинированного вида №6 «Радуга» разработано в соответствии с: Федеральным законом № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями от 25 декабря 2023 года, Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 года № 1155 «Об утверждении ФГОС дошкольного образования» с изменениями от 8 ноября 2022 года, Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2015 года № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» (с изменениями 18 августа 2016 года), Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 июля 2020 г № 373 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» с изменениями от 25 октября 2023 года, Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно – эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», Приказом Минобрнауки России от 20 сентября 2013 года № 1082 «Об утверждении Положения о психолого – медико – педагогической комиссии», Федеральным законом от 24.11.1995 № 181 – ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями, Федеральный закон от 03.05.2012 № 46 – ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов, Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» от 24.07.1998 № 124 – ФЗ (последняя редакция), Распоряжение Министерства Просвещения РФ от 9 сентября 2019 г. № Р-93 «Об утверждении примерного положения о психолого – педагогическом консилиуме образовательной организации», адаптированной образовательной программой дошкольного образования для детей с ЗПР, а также Уставом дошкольного образовательного учреждения и другими нормативными правовыми актам Российской Федерации, регламентирующими деятельность ДОУ. 1.2. Данное Положение об организации коррекционной работы в детском саду регулирует деятельность дошкольного образовательного учреждения, обеспечивающего образование по адаптированной образовательной программе (далее – АОП), а также определяет цели, задачи, содержание и организацию коррекционной работы с воспитанниками группы с ОВЗ в дошкольном образовательном учреждении. 1.3. При работе в группах для детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ могут быть дополнительно предусмотрены должности педагогических работников, имеющих соответствующую квалификацию для работы с данными ограничениями здоровья воспитанников, в том числе ассистентов (помощников), оказывающих детям необходимую помощь. Рекомендуется предусматривать должности соответствующих педагогических работников для каждой группы для детей с ограниченными возможностями здоровья. 1.4. В группах компенсирующей направленности осуществляется реализация адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, особых образовательных потребностей, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. 1.5. В группах комбинированной направленности осуществляется совместное образование здоровых детей и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья 3 в соответствии с образовательной программой дошкольного образования, адаптированной для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, особых образовательных потребностей, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. 2. Цель, задачи и содержание коррекционной работы в ДОУ 2.1. Целью коррекционной работы в дошкольном образовательном учреждении является создание целостной системы по выявлению, преодолению и своевременному предупреждению речевых нарушений у воспитанников ДОУ, обеспечение коррекции недостатков в психическом развитии различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, обеспечение оптимальных педагогических условий для коррекции данных нарушений в развитии детей, содействие личностному развитию детей на всех возрастных ступенях дошкольного детства, организация безопасной жизнедеятельности воспитанников, оказание помощи в преодолении трудностей в адаптации и социализации; освоение дошкольных образовательных программ и подготовка воспитанников к успешному обучению в образовательной организации. 2.2. Основу коррекционной работы составляют следующие принципы: 1. коррекционная работа включается во все направления деятельности ДОУ; 2. содержание коррекционной работы – это психолого – медико – педагогическое сопровождение детей с ОВЗ, направленное на коррекцию и компенсацию отклонений в физическом и (или) психическом развитии воспитанников; 3. все специалисты ДОУ осуществляют коррекционную работу. 2.3. Содержание коррекционной работы обеспечивает: а. выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ; б. осуществление индивидуально ориентированной психолого – медико – педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого – медико – педагогической комиссии (ПМПк); в. возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья образовательной программы и их интеграция в ДОУ. 2.4. Коррекционная работа направлена на: обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий воспитанников с ОВЗ, оказание им квалифицированной помощи в освоении образовательной программы; освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья образовательной программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации. 2.5. Коррекционная работа для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, осваивающих образовательную программу в группах и компенсирующей направленности (в том числе и для детей со сложными (комплексными) нарушениями), должна учитывать особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории воспитанников. 3. Система комплексного психолого – медико – педагогического сопровождения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ 3.1. Для получения качественного образования в ДОУ детьми с ограниченными возможностями здоровья создаются необходимые условия для диагностики и коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных психолого – педагогических подходов и наиболее подходящих для 4 этих детей языков, методов, способов общения и условий, в максимальной степени способствующих получению дошкольного образования, а также социальному развитию этих воспитанников, в том числе посредством организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. 3.2. Условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья определяются в заключении психолого – медико – педагогической комиссии. 3.3. Для коррекционной работы с воспитанниками с ОВЗ, осваивающими образовательную программу совместно с другими детьми в группах комбинированной направленности, должны создаваться условия в соответствии с перечнем и планом реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья. 3.4. Группы компенсирующей направленности воспитанников с ОВЗ оснащены необходимым оборудованием, учебно-наглядными пособиями с учётом специфики коррекционной работы, в группе имеется оборудованный кабинет. 4. Комплектование групп для проведения коррекционной работы для воспитанников с ОВЗ 4.1. Дошкольное образование детей с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими детьми, так и в отдельных группах, а также в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность. 4.2. Основанием для зачисления ребенка в группу компенсирующей направленности является заявление родителя (законного представителя), заключение психолого – медико – педагогической комиссии, направление для зачисления в образовательную организацию, реализующую АОП ДОУ, заключение психолого – педагогического консилиума (ППк) ДОУ. Зачисление проводится в течение учебного года при наличии свободных мест. 4.3. По мере необходимости в течение учебного года учитель – дефектолог выводит детей из одних занятий и заменяет их другими. 4.4. Отчисление детей проводится по приказу заведующего ДОУ по следующим основаниям: 1. по заявлению родителей (законных представителей); 2. по решению психолого – медико – педагогической комиссии. 4.5. Количество воспитанников в группах компенсирующей направленности не должно превышать: для детей с тяжелыми нарушениями речи – 6 детей в возрасте до 3 лет и 10 детей в возрасте старше 3 лет; для детей с фонетико – фонематическими нарушениями речи – 12 воспитанников в возрасте старше 3 лет; для глухих детей – 6 детей для обеих возрастных групп; для слабослышащих детей – 6 детей в возрасте до 3 лет и 8 детей в возрасте старше 3 лет; для слепых детей – 6 детей для обеих возрастных групп; для слабовидящих детей – 6 детей в возрасте до 3 лет и 10 детей в возрасте старше 3 лет; для детей с амблиопией, косоглазием – 6 детей в возрасте до 3 лет и 10 детей в возрасте старше 3 лет; для детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата – 6 детей в возрасте до 3 лет и 8 детей в возрасте старше 3 лет; для детей с задержкой психоречевого развития – 6 детей в возрасте до 3 лет; для детей с задержкой психического развития – 10 детей в возрасте старше 3 лет; для детей с умственной отсталостью легкой степени – 10 детей в возрасте старше 3 лет; 5 для детей с умственной отсталостью умеренной, тяжелой степени – 8 детей в возрасте старше 3 лет; для детей с расстройствами аутистического спектра – 5 детей для обеих возрастных групп; для детей со сложными дефектами (тяжелыми и множественными нарушениями развития) – 5 детей для обеих возрастных групп. 4.6. Рекомендуемая периодичность проведения занятий: для воспитанников с ОВЗ, имеющих заключение ПМПк с рекомендацией об обучении по адаптированной образовательной программе дошкольного образования, определяется выраженностью нарушения и требованиями адаптированной образовательной программы дошкольного образования и составляет не менее двух занятий в неделю (в форме групповых/подгрупповых и индивидуальных занятий); 4.7. Срок зависит от степени сложности нарушения, индивидуально-личностных особенностей, рекомендаций ПМПК. 5. Участники коррекционно-образовательной деятельности в группе для детей с ОВЗ 5.1. Участниками коррекционно – образовательных отношений дошкольного образовательного учреждения являются: ребенок с ОВЗ; родители (законные представители) воспитанника; учитель – логопед; воспитатель; педагог – психолог; музыкальный руководитель; инструктор по физической культуре; учитель – дефектолог. 5.2. В ДОУ воспитанникам гарантируются охрана нервно – психического физического здоровья, обеспечение спокойной и доброжелательной атмосферы жизнедеятельности детей, содействие в естественном и своевременном развитии речи и коррекции её недостатков. 5.3. Родители (законные представители) имеют право защищать законные права и интересы детей, принимать участие в деятельности ДОУ в соответствии с его Уставом, знакомиться с материалами обследования речи детей, характером коррекционных методов их обучения. 5.4. Педагоги ДОУ интегрировано осуществляют комплекс мероприятий по диагностике и коррекции речевых нарушений у детей с ОВЗ, и консультируют их родителей (законных представителей) по вопросам развития речи. 5.5. Специалисты детского сада проводят занятия строго по расписанию, утверждённому заведующим дошкольным образовательным учреждением. 5.6. Основным, ведущим специалистом, проводящим и координирующим коррекционно – образовательную работу в группе с ОВЗ, является учитель – дефектолог. 5.7. Коррекционно – воспитательные задачи, которые педагоги, работающие с детьми с ОВЗ, решают совместно. 6. Материально – техническое обеспечение помещения для занятий 6.1. Для проведения коррекционной работы с детьми с ОВЗ предусматривается помещение, отвечающее действующим санитарно – гигиеническим требованиям. 6.2. Помещение для занятий обеспечивается специальным оборудованием. 6.3. Ответственность за оборудование помещения для занятий возлагается на администрацию ДОУ. 6 7. Заключительные положения 7.1. Настоящее Положение об организации коррекционной работы в ДОУ является локальным нормативным актом, принимается на Педагогическом совете и утверждается (либо вводится в действие) приказом заведующего дошкольным образовательным учреждением. 7.2. Все изменения и дополнения, вносимые в данное Положение, оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации. 7.3. Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.7.1 настоящего Положения. 7.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу. 7 Лист ознакомления работников с Положением № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. Фамилия, имя, отчество работника Должность Дата ознакомления Подпись 8 40. 41. 42. 43. 44. 45. 46. 47. 48. 49. 50. 51. 52. 53. 54. 55. 56. 57. 58. 59. 60. 61. 62. 63. 64. 65. 66. 67. 68. 69. 70. 71. 72. 73. 74. 75. 76. 77. 78. 79. 80. 81. 82. 83. 9