Положение об организации коррекционной работы в ДОУ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Керчи
Республики Крым «Детский сад комбинированного вида №6 «Радуга»
СОГЛАСОВАНО
педагогическим советом
МБДОУ г. Керчь РК «Детский сад
комбинированного вида №6 «Радуга»
(протокол от 28.08.2024г. № 1)

УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МБДОУ г. Керчь РК
«Детский сад комбинированного вида
№6 «Радуга»
_____________О.В. Ворон
«28» августа 2024 г.

ПОЛОЖЕНИЕ
об организации коррекционной работы в ДОУ

г. Керчь

2

1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение регулирует деятельность групп компенсирующей
направленности (коррекционная группа) для Муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения города Керчи Республики Крым «Детский сад
комбинированного вида №6 «Радуга» разработано в соответствии с: Федеральным
законом № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации» с
изменениями от 25 декабря 2023 года, Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 года
№ 1155 «Об утверждении ФГОС дошкольного образования» с изменениями от 8 ноября
2022 года, Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2015 года № 1309
«Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и
предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой
помощи» (с изменениями 18 августа 2016 года), Приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 31 июля 2020 г № 373 «Об утверждении порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам – образовательным программам дошкольного образования» с изменениями от
25 октября 2023 года, Постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно – эпидемиологические требования к организации
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», Приказом
Минобрнауки России от 20 сентября 2013 года № 1082 «Об утверждении Положения о
психолого – медико – педагогической комиссии», Федеральным законом от 24.11.1995 №
181 – ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» с изменениями и
дополнениями, Федеральный закон от 03.05.2012 № 46 – ФЗ «О ратификации Конвенции о
правах инвалидов, Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в
Российской Федерации» от 24.07.1998 № 124 – ФЗ (последняя редакция), Распоряжение
Министерства Просвещения РФ от 9 сентября 2019 г. № Р-93 «Об утверждении
примерного положения о психолого – педагогическом консилиуме образовательной
организации», адаптированной образовательной программой дошкольного образования
для детей с ЗПР, а также Уставом дошкольного образовательного учреждения и другими
нормативными правовыми актам Российской Федерации, регламентирующими
деятельность ДОУ.
1.2. Данное Положение об организации коррекционной работы в детском
саду регулирует
деятельность
дошкольного
образовательного
учреждения,
обеспечивающего образование по адаптированной образовательной программе (далее –
АОП), а также определяет цели, задачи, содержание и организацию коррекционной
работы с воспитанниками группы с ОВЗ в дошкольном образовательном учреждении.
1.3. При работе в группах для детей с ограниченными возможностями здоровья в
ДОУ могут быть дополнительно предусмотрены должности педагогических работников,
имеющих соответствующую квалификацию для работы с данными ограничениями
здоровья воспитанников, в том числе ассистентов (помощников), оказывающих детям
необходимую помощь. Рекомендуется предусматривать должности соответствующих
педагогических работников для каждой группы для детей с ограниченными
возможностями здоровья.
1.4. В группах компенсирующей направленности осуществляется реализация
адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с
ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического
развития, особых образовательных потребностей, индивидуальных возможностей,
обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию
воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
1.5. В группах комбинированной направленности осуществляется совместное
образование здоровых детей и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

3

в соответствии с образовательной программой дошкольного образования, адаптированной
для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их
психофизического развития, особых образовательных потребностей, индивидуальных
возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную
адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
2. Цель, задачи и содержание коррекционной работы в ДОУ
2.1. Целью коррекционной работы в дошкольном образовательном учреждении
является создание целостной системы по выявлению, преодолению и своевременному
предупреждению речевых нарушений у воспитанников ДОУ, обеспечение коррекции
недостатков в психическом развитии различных категорий детей с ограниченными
возможностями здоровья, обеспечение оптимальных педагогических условий для
коррекции данных нарушений в развитии детей, содействие личностному развитию детей
на всех возрастных ступенях дошкольного детства, организация безопасной
жизнедеятельности воспитанников, оказание помощи в преодолении трудностей в
адаптации и социализации; освоение дошкольных образовательных программ и
подготовка воспитанников к успешному обучению в образовательной организации.
2.2. Основу коррекционной работы составляют следующие принципы:
1. коррекционная работа включается во все направления деятельности ДОУ;
2. содержание коррекционной работы – это психолого – медико – педагогическое
сопровождение детей с ОВЗ, направленное на коррекцию и компенсацию отклонений
в физическом и (или) психическом развитии воспитанников;
3. все специалисты ДОУ осуществляют коррекционную работу.
2.3. Содержание коррекционной работы обеспечивает:
а. выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ;
б. осуществление индивидуально ориентированной психолого – медико –
педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом
особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в
соответствии с рекомендациями психолого – медико – педагогической комиссии
(ПМПк);
в. возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья
образовательной программы и их интеграция в ДОУ.
2.4. Коррекционная работа направлена на:
обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий воспитанников с
ОВЗ, оказание им квалифицированной помощи в освоении образовательной программы;
освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья образовательной
программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.
2.5. Коррекционная работа для воспитанников с ограниченными возможностями
здоровья, осваивающих образовательную программу в группах и компенсирующей
направленности (в том числе и для детей со сложными (комплексными) нарушениями),
должна учитывать особенности развития и специфические образовательные потребности
каждой категории воспитанников.
3. Система комплексного психолого – медико – педагогического
сопровождения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в
условиях ДОУ
3.1. Для получения качественного образования в ДОУ детьми с ограниченными
возможностями здоровья создаются необходимые условия для диагностики и коррекции
нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на
основе специальных психолого – педагогических подходов и наиболее подходящих для

4

этих детей языков, методов, способов общения и условий, в максимальной степени
способствующих получению дошкольного образования, а также социальному развитию
этих воспитанников, в том числе посредством организации инклюзивного образования
детей с ограниченными возможностями здоровья.
3.2. Условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями
здоровья определяются в заключении психолого – медико – педагогической комиссии.
3.3. Для коррекционной работы с воспитанниками с ОВЗ, осваивающими
образовательную программу совместно с другими детьми в группах комбинированной
направленности, должны создаваться условия в соответствии с перечнем и планом
реализации
индивидуально
ориентированных
коррекционных
мероприятий,
обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с
ограниченными возможностями здоровья.
3.4. Группы компенсирующей направленности воспитанников с ОВЗ оснащены
необходимым оборудованием, учебно-наглядными пособиями с учётом специфики
коррекционной работы, в группе имеется оборудованный кабинет.
4. Комплектование групп для проведения коррекционной работы для воспитанников
с ОВЗ
4.1. Дошкольное образование детей с ограниченными возможностями здоровья
может быть организовано как совместно с другими детьми, так и в отдельных группах, а
также в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
4.2. Основанием для зачисления ребенка в группу компенсирующей
направленности является заявление родителя (законного представителя), заключение
психолого – медико – педагогической комиссии, направление для зачисления в
образовательную организацию, реализующую АОП ДОУ, заключение психолого –
педагогического консилиума (ППк) ДОУ. Зачисление проводится в течение учебного года
при наличии свободных мест.
4.3. По мере необходимости в течение учебного года учитель – дефектолог выводит
детей из одних занятий и заменяет их другими.
4.4. Отчисление детей проводится по приказу заведующего ДОУ по следующим
основаниям:
1. по заявлению родителей (законных представителей);
2. по решению психолого – медико – педагогической комиссии.
4.5. Количество воспитанников в группах компенсирующей направленности не
должно превышать:
для детей с тяжелыми нарушениями речи – 6 детей в возрасте до 3 лет и 10 детей в
возрасте старше 3 лет;
для детей с фонетико – фонематическими нарушениями речи – 12 воспитанников в
возрасте старше 3 лет;
для глухих детей – 6 детей для обеих возрастных групп;
для слабослышащих детей – 6 детей в возрасте до 3 лет и 8 детей в возрасте старше 3 лет;
для слепых детей – 6 детей для обеих возрастных групп;
для слабовидящих детей – 6 детей в возрасте до 3 лет и 10 детей в возрасте старше 3 лет;
для детей с амблиопией, косоглазием – 6 детей в возрасте до 3 лет и 10 детей в возрасте
старше 3 лет;
для детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата – 6 детей в возрасте до 3 лет и
8 детей в возрасте старше 3 лет;
для детей с задержкой психоречевого развития – 6 детей в возрасте до 3 лет;
для детей с задержкой психического развития – 10 детей в возрасте старше 3 лет;
для детей с умственной отсталостью легкой степени – 10 детей в возрасте старше 3 лет;

5

для детей с умственной отсталостью умеренной, тяжелой степени – 8 детей в возрасте
старше 3 лет;
для детей с расстройствами аутистического спектра – 5 детей для обеих возрастных групп;
для детей со сложными дефектами (тяжелыми и множественными нарушениями развития)
– 5 детей для обеих возрастных групп.
4.6. Рекомендуемая периодичность проведения занятий:
для воспитанников с ОВЗ, имеющих заключение ПМПк с рекомендацией об обучении по
адаптированной образовательной программе дошкольного образования, определяется
выраженностью нарушения и требованиями адаптированной образовательной программы
дошкольного образования и составляет не менее двух занятий в неделю (в форме
групповых/подгрупповых и индивидуальных занятий);
4.7. Срок зависит от степени сложности нарушения, индивидуально-личностных
особенностей, рекомендаций ПМПК.
5. Участники коррекционно-образовательной деятельности в группе для детей с ОВЗ
5.1. Участниками коррекционно – образовательных отношений дошкольного
образовательного учреждения являются:
ребенок с ОВЗ;
родители (законные представители) воспитанника;
учитель – логопед;
воспитатель;
педагог – психолог;
музыкальный руководитель;
инструктор по физической культуре;
учитель – дефектолог.
5.2. В ДОУ воспитанникам гарантируются охрана нервно – психического
физического здоровья, обеспечение спокойной и доброжелательной атмосферы
жизнедеятельности детей, содействие в естественном и своевременном развитии речи и
коррекции её недостатков.
5.3. Родители (законные представители) имеют право защищать законные права и
интересы детей, принимать участие в деятельности ДОУ в соответствии с его Уставом,
знакомиться с материалами обследования речи детей, характером коррекционных методов
их обучения.
5.4. Педагоги ДОУ интегрировано осуществляют комплекс мероприятий по
диагностике и коррекции речевых нарушений у детей с ОВЗ, и консультируют их
родителей (законных представителей) по вопросам развития речи.
5.5. Специалисты детского сада проводят занятия строго по расписанию,
утверждённому заведующим дошкольным образовательным учреждением.
5.6. Основным, ведущим специалистом, проводящим и координирующим
коррекционно – образовательную работу в группе с ОВЗ, является учитель – дефектолог.
5.7. Коррекционно – воспитательные задачи, которые педагоги, работающие с
детьми с ОВЗ, решают совместно.
6. Материально – техническое обеспечение помещения для занятий
6.1. Для проведения коррекционной работы с детьми с ОВЗ предусматривается
помещение, отвечающее действующим санитарно – гигиеническим требованиям.
6.2. Помещение для занятий обеспечивается специальным оборудованием.
6.3. Ответственность за оборудование помещения для занятий возлагается на
администрацию ДОУ.

6

7. Заключительные положения
7.1. Настоящее Положение об организации коррекционной работы в ДОУ является
локальным нормативным актом, принимается на Педагогическом совете и утверждается
(либо вводится в действие) приказом заведующего дошкольным образовательным
учреждением.
7.2. Все изменения и дополнения, вносимые в данное Положение, оформляются в
письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской
Федерации.
7.3. Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к
Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.7.1 настоящего Положения.
7.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов
и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.

7

Лист ознакомления работников с Положением
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.

Фамилия, имя, отчество
работника

Должность

Дата
ознакомления

Подпись

8

40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.
73.
74.
75.
76.
77.
78.
79.
80.
81.
82.
83.

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».