Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Керчи Республики Крым «Детский сад комбинированного вида №6 «Радуга» СОГЛАСОВАНО педагогическим советом МБДОУ г. Керчь РК «Детский сад комбинированного вида №6 «Радуга» (протокол от 28.08.2024г. № 1) УТВЕРЖДАЮ Заведующий МБДОУ г. Керчь РК «Детский сад комбинированного вида №6 «Радуга» _____________О.В. Ворон «28» августа 2024 г. ПОЛОЖЕНИЕ об индивидуальном учете результатов освоения образовательных программ дошкольного образования в ДОУ г. Керчь 2 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ» с изм. И доп., вступ. в силу с 28.02.2023 г.; Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября2013 г. №30384) с изменениями и дополнениями от 08 ноября 2022г., 17 февраля2023 г.; Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 01.12.2022 № 1048 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 июля 2020 г. № 373» (Зарегистрирован 12.01.2023 № 71978); Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28.12.2022 №7184; Уставом Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Керчи Республики Крым «Детский сад комбинированного вида №6 «Радуга», образовательной программой МБДОУ г. Керчи РК «Детский сад комбинированного вида №6 «Радуга» и регламентирует содержание и порядок проведения мониторинга внутри детского сада. 1.2. Положение разработано для Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Керчи Республики Крым» «Детский сад №6 «Радуга» (далее – ДОУ). 1.3. Порядок осуществления индивидуального учета результатов освоения обучающимися образовательных программ (далее по тексту – Мониторинг) представляет собой систему организации сбора, обработки, хранения и использования информации об организации воспитательно – образовательной, физкультурно – оздоровительной работы с детьми или отдельных ее направлений, а также об удовлетворении образовательных потребностей родителей. 1.4. Мониторинг – это постоянное целевое направление, систематическое отслеживание качества воспитательно-образовательного процесса, диагностика его состояния на базе систематизации существующих источников информации, а также специально организованных исследований и измерений. 1.5. Мониторинг обеспечивает эффективность воспитательно – образовательного процесса, позволяет судить о состоянии объекта или процесса в любой момент времени. 1.6. Настоящее положение определяет назначение, цели и задачи, примерное содержание и способы осуществления мониторинга. 1.7. Срок действия настоящего Положения не ограничен. Данное Положение действует до принятия нового. 2. Основные цели, задачи и принципы образовательного мониторинга в ДОУ 2.1. Целью мониторинга качества образования является установление соответствия качества дошкольного образования в ДОУ федеральным государственным образовательным стандартам. 2.2. Задачами мониторинга качества образования являются: 1 формирование механизма единой системы сбора, обработки и хранения информации о состоянии системы образования; 2 координация деятельности всех участников мониторинга; интерпретация и комплексная оценка полученной информации; 3 своевременное выявление динамики и основных тенденций в развитии системы образования в ДОУ; 3 индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития); 5 формулирование основных стратегических направлений и прогнозирование развития системы образования на основе анализа полученных данных; Результаты мониторинга могут использоваться исключительно для решения образовательных задач. Основными принципами внутреннего мониторинга качества образования ДОУ являются приоритет управления, целостность, оперативность, информационная открытость. Педагогическая диагностика: а. позволяет фиксировать уровень актуального развития дошкольника и оценивать его динамику; б. учитывает зону ближайшего развития ребенка по каждому из направлений; в. позволяет рассматривать весь период развития ребенка как единый процесс без условного разделения на разные возрастные этапы, «привязанные» к паспортному возрасту, при этом учитывает возрастные закономерности развития, опираясь на оценку изменений деятельности дошкольника; г. учитывает представленные в Программе целевые ориентиры, но не использует их в качестве основания для их формального сравнения с реальными достижениями детей. 4 3. Направления мониторинга 3.1. Соответствие ОП ДОУ требованиям ФГОС и ФОП. 3.2. Качество результатов освоения ОП ДОУ. 3.3. Качество условий реализации ОП ДОУ. 4. Объекты и субъекты мониторинга 4.1. Объекты мониторинга: Образовательный процесс. Психолого – педагогические условия. Предметно – развивающая среда. Документация (программы, планы, проекты). Учебно – методические комплексы. 4.2. Субъекты мониторинга: заведующий, педагогический коллектив, дети, родители (законные представители). Мониторинг осуществляется заместителем заведующего по УВР старшими воспитателями, специалистами, воспитателями в пределах их компетенции. Годовая циклограмма мониторинга утверждается приказом заведующего ДОУ и обязательна для исполнения работниками (педагогами, психологом, логопедом, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, медицинским работником) МБДОУ№ 6 «Радуга». 5. Формы и методы проведения мониторинга 5.1. Тематический, оперативный контроль, мониторинг образовательной деятельности; 5.2. Мониторинг достижения планируемых результатов освоения ОП ДОУ по основным образовательным областям развития ребенка. 5.3. Основными методами мониторинга являются: 1. Наблюдение за активностью ребёнка в различные периоды пребывания в ДОУ. 2. Анализ продуктов детской деятельности. 3. Специальные педагогические пробы. 4. Беседы. 4 5. Тестирование. 6. Сравнительный анализ. 7. Статистическая обработка информации. 6 Принципы оценки В основу системы оценки качества образования положены следующие принципы: объективности, достоверности, полноты и системности информации о качестве образования; реалистичности требований, норм и показателей качества образования, их социальной и личностной значимости, учёта индивидуальных особенностей развития отдельных воспитанников при оценке результатов их обучения и воспитания; открытости, прозрачности процедур оценки качества образования; преемственности, интеграции; доступности информации о состоянии и качестве образования для различных групп потребителей (педагогический совет ДОУ, экспертные комиссии, Управление образования Администрации города Керчи); рефлексивности, реализуемый через включение педагогов в критериальный самоанализ и самооценку своей деятельности с опорой на объективные критерии и показатели; повышения потенциала внутренней оценки, самооценки, самоанализа каждого педагога; оптимальности использования источников первичных данных для определения показателей качества и эффективности образования (с учетом возможности их многократного использования); минимизации системы показателей с учетом потребностей разных уровней управления; сопоставимости системы показателей с муниципальными, региональными аналогами; взаимного дополнения оценочных процедур, установление между ними взаимосвязей и взаимозависимости; соблюдения морально – этических норм при проведении процедур оценки качества образования в ДОУ. 7. Организация и проведение мониторинга. 7.1. Мониторинг осуществляется на основе образовательной программы и годового плана ДОУ. 7.2. Мониторинг осуществляется в форме регулярных наблюдений педагога за детьми в повседневной жизни и в процессе образовательной деятельности с ними. Мониторинг в форме наблюдения проводится на протяжении всего учебного года во всех возрастных группах. Выявленные показатели развития каждого ребенка фиксируются педагогом. Фиксация результатов (Входная и итоговая диагностики) проводятся в октябре и мае. 7.3. Результаты оценки индивидуального развития ребенка вносятся воспитателями и специалистами ДОУ в карты педагогической диагностики, сводные по картам предоставляются старшему воспитателю. В конце учебного года проводится сравнительный анализ результативности образовательного процесса и на основе анализа ставятся задачи для планирования индивидуальной образовательной деятельности с ребенком на следующий учебный год. 7.4. Распределение функций при оценке индивидуального развития ребенка: а. старший воспитатель обеспечивают условия объективного проведения оценки индивидуального развития ребенка (минимизируя риски субъективных оценок): выбирает методики и параметры оценки результатов, консультируют педагогов, испытывающих сложности в проведении педагогической диагностики; б. специалисты ДОУ проводят педагогическую диагностику (инструктор по 5 физкультуре, музыкальные руководители) своего направления развития личности воспитанников, педагог – психолог – психологическую диагностику, анализируют результаты, формулируют причины успехов или неудач, намечают пути коррекции; в. воспитатели проводят оценку индивидуального развития воспитанников, анализируют результаты, формулируют причины успехов или неудач, намечают пути коррекции. 7.5. Оценка индивидуального развития осуществляется: при поступлении ребенка в учреждение (в течение двух месяцев) в начале (октябрь) и в конце учебного года (май) – в целях определения динамики его развития; в случаях обращения родителей (законных представителей) ребенка. 7.6. В группах для детей раннего возраста проводится диагностика нервно – психического развития детей 2 раза в год, 1 раз не ранее чем, через 3 месяца после поступления ребенка в ДОУ. В подготовительной к школе группе педагогом – психологом в апреле – мае проводится комплексная оценка готовности к обучению в школе. В группах коррекционной направленности специалистами (педагог-психолог, учитель – логопед, учитель – дефектолог) проводится дополнительная диагностика в начале года. Результаты диагностики обсуждаются на ПМПк, на их основе разрабатывается программа медико – психолого – педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ. 7.7. Мониторинг образовательной деятельности и детского развития в МБДОУ осуществляется в течение времени пребывания ребенка в ДОУ (с 7.00. до 17.30, исключая время, отведенное на сон). 7.8. Методологическая основа мониторинга образовательного процесса в Учреждении – «Диагностика педагогического процесса в дошкольной образовательной организации» (автор – составитель Верещагина Н.В.) Пособие разработано с целью оптимизации образовательного процесса и содержит структурированный в таблицы диагностический материал, направленный на оценку качества педагогического процесса в группах дошкольной образовательной организации любой направленности (общеразвивающей, компенсирующей, комбинированной). Предлагаемые параметры оценки для данного возраста общеприняты в психологопедагогических исследованиях и подвергаются статистической обработке. Заполненные таблицы позволяют сделать качественный и количественный анализ развития конкретного ребенка и определить общегрупповую тенденцию развития детей, что регламентировано п. 3.2.2. ФГОС ДО. Методологическая основа мониторинга детского развития определяется специалистами Учреждения в соответствии со спецификой профессиональной деятельности специалистов и программ дополнительного образования. 8. Инструментарий оценки индивидуального развития ребенка 8.1. Оценка педагогического процесса связана с уровнем овладения каждым ребенком необходимыми навыками и умениями по образовательным областям и проводится по следующим показателям: 1 балл – ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает, 2 балла – ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки, 3 балла – ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого, 4 балла – ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки, 5 баллов – ребенок выполняет все параметры опенки самостоятельно. 6 8.2. Таблицы педагогической диагностики заполняются дважды в год – в начале и конце учебного года для проведения сравнительного анализа. 8.3. Технология работы с таблицами включает 2 этапа. Этап 1. Напротив фамилии и имени каждого ребенка проставляются баллы в каждой ячейке указанного параметра, по которым затем считается итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение = все баллы сложить (по строке) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для написания характеристики на конкретного ребенка и проведения индивидуального учета промежуточных результатов освоения общеобразовательной программы. Этап 2. Когда все дети прошли диагностику, тогда подсчитывается итоговый показатель по группе (среднее значение = все баллы сложить (по столбцу) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для описания общегрупповых тенденций, а также для ведения учета общегрупповых промежуточных результатов освоения общеобразовательной программы. 8.4. Двухступенчатая система мониторинга позволяет оперативно находить неточности в построении педагогического процесса в группе и выделять детей с проблемами в развитии. Это позволяет своевременно разрабатывать для детей индивидуальные образовательные маршруты и оперативно осуществлять психолого – методическую поддержку педагогов. Нормативными вариантами развития можно считать средние значения по каждому ребенку или общегрупповому параметру развития больше 3,8. Эти же параметры в интервале средних значений от 2,3 до 3,7 можно считать показателями проблем в развитии ребенка социального и/или органического генеза, а также незначительные трудности организации педагогического процесса в группе. Средние значения менее 2,2 будут свидетельствовать о выраженном несоответствии развития ребенка возрасту, а также необходимости корректировки педагогического процесса в группе по данному параметру данной образовательной области. 8.5. Наличие математической обработки результатов педагогической диагностики образовательного процесса оптимизирует хранение результатов диагностики, позволяет увидеть динамику развития каждого ребенка и способствует своевременной оптимизации педагогического процесса в группе детей образовательной организации. 8.6. По результатам педагогической диагностики, составляются индивидуальные рекомендации по коррекции развития ребёнка. 9. Контроль и отчетность. 9.1. Контроль за проведением мониторинга образовательной деятельности и детского развития осуществляет заведующий, заместитель заведующего по УВР и старшие воспитатели посредством следующих форм: Проведение ежедневного текущего контроля. Организацию тематического контроля. Проведение оперативного контроля. Посещение занятий, организацию режимных моментов и других видов деятельности. Проверка документации. 9.2. Формой отчета является аналитическая справка, которая предоставляется не позднее 5 дней с момента завершения мониторинга. По итогам мониторинга проводятся заседания Педагогического Совета, производственные собрания, административные и педагогические совещания. 9.3. Диагностический материал хранится у специалистов ДОУ и старших воспитателей. 9.4. Результаты мониторинга являются основанием для принятия административных решений на уровне ДОУ. 7 По результатам мониторинга заведующий издает приказ, в котором указываются: результаты мониторинга, управленческое решение по его результатам, назначаются ответственные лица по исполнению решения, указываются сроки устранения недостатков, проведение контроля устранения недостатков. 10. Организация работы с результатами оценки индивидуального развития ребенка 10.1. Результаты оценки индивидуального развития детей обсуждаются на педагогических заседаниях ДОУ для выработки индивидуальных траекторий развития, разработки индивидуального образовательного маршрута. 10.2. Обобщенные результаты оценки индивидуального развития детей могут использоваться в проблемно-ориентированном анализе деятельности ДОУ в целях принятия управленческих решений. 10.3. Основными пользователями информации о результатах оценки индивидуального развития детей являются: родители (законные представители) воспитанников, педагоги (непосредственно работающие с ребенком). 10.4. Пользователями обобщенной информации о результатах индивидуального развития детей являются: педагогический совет ДОУ, экспертные комиссии, Управление образования Администрации города Керчи. 11. Заключительные положения 11.1. Настоящее Положение об индивидуальном учете результатов освоения образовательных программ дошкольного образования воспитанниками ДОО является локальным нормативным актом, принимается на педагогическом совете и утверждается (либо вводится в действие) приказом заведующего дошкольным образовательным учреждением. 11.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации. 11.3. Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.11.1. настоящего Положения. 11.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу. 8 Лист ознакомления работников с Положением № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. Фамилия, имя, отчество работника Должность Дата ознакомления Подпись 9 40. 41. 42. 43. 44. 45. 46. 47. 48. 49. 50. 51. 52. 53. 54. 55. 56. 57. 58. 59. 60. 61. 62. 63. 64. 65. 66. 67. 68. 69. 70. 71. 72. 73. 74. 75. 76. 77. 78. 79. 80. 81. 82. 83. 10