Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Керчи Республики Крым «Детский сад комбинированного вида №6 «Радуга» СОГЛАСОВАНО педагогическим советом МБДОУ г.Керчь РК «Детский сад комбинированного вида №6 «Радуга» (протокол от 28.08.2024г.№ 1) УТВЕРЖДАЮ Заведующий МБДОУ г. Керчь РК «Детский сад комбинированного вида №6 «Радуга» _____________О.В. Ворон «28» августа2024 г. Учтено мнение родителей (законных представителей) (протокол заседания родительского комитета от 28.08.2024г. № 2 ) ПОЛОЖЕНИЕ о психологической службе г. Керчь 2 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение о психологической службе вМуниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении города Керчи Республики Крым «Детский сад комбинированного вида №6 «Радуга» разработано в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012г «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями от 25 декабря 2023 года, ФГОС дошкольного образования, утвержденным приказом Минобрнауки России № 1155 от 17.10.2013г с изменениями от 8 ноября 2022 года, Положением о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства образования Российской Федерации № 636 от 22.10.1999г, Федеральными Законами, приказами и распоряжениями органов Управления образования, касающимися организации психологического сопровождения в детском саду, Конвенцией ООН о правах ребенка, Уставом дошкольного образовательного учреждения. 1.2. Данное Положение о психологической службе в ДОУ определяет основные цели, задачи и функции, направления и виды деятельности психологической службы в детском саду, права, обязанности и ответственность сотрудников, а также документацию психологической службы дошкольного образовательного учреждения. 1.3. Психологическая служба - один из компонентов целостной системы образовательной деятельности ДОУ, осуществляющая свою деятельность в тесном контакте с администрацией, педагогами коллектива и родителями (законными представителями) воспитанников. 1.4. Под психологической службой понимается деятельность педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения с участием группы специалистов. 1.5. Деятельность педагогической службы дошкольного образовательного учреждения ориентирована как на воспитанников, так и на административных педагогических работников и родителей (законных представителей) детей, их психологическую поддержку и обеспечение их психического здоровья, на психологическое обеспечение образовательной деятельности, на создание условий для личностного, интеллектуального и социального развития подрастающего поколения. 1.6. Психологическая служба осуществляет свою деятельность в ДОУ, руководствуясь Положением, Концепцией развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Минобразования России 19 декабря 2017г); Положением о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации, утвержденное приказом Минобразования России от 22.10.1999г. № 636; письмом Минобразования России № 29/1886-6 от 24.12.2001г «Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения», а также запросом родителей (законных представителей), администрации, педагогических работников дошкольного образовательного учреждения. 1.7. Основной целью деятельности психологической службы (педагога - психолога) в ДОУ является психологическое сопровождение личностной и социальной адаптации детей в процессе обучения и воспитания и подготовке их к школе, а также обеспечение индивидуализации и гуманизации педагогической деятельности. 1.8. В решении всех проблем психологическая служба дошкольного образовательного учреждения руководствуется интересами воспитанника и задачами его всестороннего и гармоничного развития, реализуя принцип “Не навреди!” 2. Цели и задачи психологической службы 2.1. Цель психологической службы ДОУ – обеспечение полноценного психического и личностного развития воспитанников в соответствии с их индивидуальными возможностями и особенностями. 2.2. Основные задачи психологической службы: 3 а) максимальное содействие полноценному психическому и личностному развитию каждого ребенка; б) создание эмоционального, психологического комфорта в дошкольном образовательном учреждении; в) изучение особенностей развития детей в единстве эмоциональной, волевой и интеллектуальной сфер; г) составление заключений и рекомендаций по обучению и воспитанию детей; д) содействие повышению психологической компетентности сотрудников детского сада, родителей (законных представителей) воспитанников в закономерностях развития ребенка; е) иные меры, необходимые для психолого-педагогического и медико-социального сопровождения. 2.3. Психологическая служба ДОУ призвана содействовать: 1) созданию условий для всестороннего развития каждого ребенка; 2) повышению качества образовательной деятельности на дошкольном уровне образования; 3) повышению психологической компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения; 4) развитию дошкольного образовательного учреждения в целом. 3. Функции психологической службы ДОУ 3.1. Создание условий для сохранения и укрепления психофизического здоровья и эмоционального благополучия воспитанников дошкольного образовательного учреждения. 3.2. Максимальное содействие полноценному психическому и личностному развитию ребенка. 3.3. Подготовка детей к новой социальной ситуации развития. 3.4. Изучение индивидуальных особенностей детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер их проявления. 3.5. Оказание помощи воспитанникам ДОУ, нуждающимся в особых обучающих программах и специальных формах организации деятельности. 3.6. Участие в создании оптимальных условий для развития и жизнедеятельности детей в моменты инновационных изменений работы дошкольного образовательного учреждения. 3.7. Профилактическая и пропедевтическая работа с педагогами (воспитателями) и родителями (законными представителями) воспитанников по развитию у детей личностных новообразований дошкольного возраста. 3.8. Обучение сотрудников дошкольного образовательного учреждения и родителей (законных представителей) воспитанников полноценному развивающему общению с детьми. 3.9. Содействие формированию психологической компетентности сотрудников ДОУ и родителей (законных представителей) в закономерностях развития ребенка, в вопросах обучения и воспитания. 4. Основные направления, виды деятельности психологической службы К основным направлением деятельности психологической службы ДОУ относятся: 4.1. Психологическая профилактика - предупреждение возникновения явления дезадаптации воспитанников, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам дошкольного образовательного учреждения, родителям (законным представителям) по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития детей. 4 4.2. Психологическое просвещение формирование у всех участников педагогических отношений потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития воспитанников на каждом возрастном этапе, а также своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта. 4.3. Психологическая диагностика - изучение воспитанников на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей, потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, а так же выявления причин механизмов нарушения в обучении, развитии социальной адаптации. Психодиагностика проводится педагогом-психологом как индивидуально, так и с группами воспитанников дошкольного образовательного учреждения. 4.4. Психолого-педагогический консилиум, углубленная специализированная помощь участникам образовательных отношений, воспитанникам дошкольного образовательного учреждения, имеющим проблемы в обучении, развитии и воспитании. 4.5. Психологическая коррекция - активное воздействие на процесс формирования личности в детском возрасте и сохранении ее индивидуальности, осуществляемое на основе совместной деятельности педагога-психолога, логопеда, медицинского работника, других специалистов ДОУ (разработка рекомендаций программ коррекции, контроль ее выполнения). 4.6. Психологическая поддержка деятельности ДОУ: при подготовке к лицензированию дошкольного образовательного учреждения проведении экспертизы коммуникативной компетентности педагогов и специалистов; анкетирование родителей (законных представителей) воспитанников, для изучения запросов на образовательную деятельность; изучение личности и профессионального потенциала сотрудников дошкольного образовательного учреждения; при необходимости кадровой перестановки в дошкольном образовательном учреждении (причиной может быть психонесовместимость); разрешение конфликтов в дошкольном образовательном учреждении; оказание помощи в построении системы управления коллективом дошкольного образовательного учреждения. 4.7. Консультативная деятельность - оказание помощи родителям (законным представителям) воспитанников, педагогическим работникам, администрации и другим специалистам и сотрудникам дошкольного образовательного учреждения по их запросу, в области развития, воспитания и обучения детей. 5. Ответственность сотрудников психологической службы 5.1. Сотрудники психологической службы ДОУ несут персональную ответственность: за достоверность результатов психологического диагностирования; за адекватность диагностических и коррекционных методов; за обоснованность выдаваемых рекомендаций; за соблюдение настоящего Положения о психологической службе детского сада; за грамотное ведение документации; за сохранность протоколов и других документов психологической службы; за обеспечение конфиденциальности информации, защиты персональных данных. 5.2. Сотрудники психологической службы ДОУ несут ответственность за сохранность материально-технических средств, вверенных для работы психологической службы дошкольного образовательного учреждения. 5 6. Обязанности и права сотрудников психологической службы 6.1. Сотрудники психологической службы ДОУ обязаны: 6.1.1. В своей деятельности руководствоваться Положением о психологической службе ДОУ, Программой психологической службы, Кодексом психолога, Уставом дошкольного образовательного учреждения. 6.1.2. Участвовать в работе методических объединений, психологических конференций и семинаров, проводимых вышестоящими организациями. 6.1.3. Постоянно повышать свой профессиональный уровень. 6.1.4. Отчитываться о результатах и ходе проводимой работы перед администрацией дошкольного образовательного учреждения и руководством психологической службы Управления образования. 6.1.5. Рассматривать запросы и принимать решения строго в пределах своей профессиональной компетенции. 6.1.6. В решении всех вопросов исходить из интересов воспитанника дошкольного образовательного учреждения. 6.1.7. Работать в тесном контакте с администрацией, педагогическим коллективом и родителями (законными представителями) воспитанников дошкольного образовательного учреждения. 6.1.8. Хранить в тайне сведения, полученные в результате диагностической и консультативной работы, если ознакомление с ними не является необходимым для осуществления педагогического аспекта коррекционной работы. 6.1.9. Информировать участников педагогических советов, психологических консилиумов, администрацию дошкольного образовательного учреждения о задачах, содержании и результатах проводимой работы. 6.2. Сотрудники психологической службы ДОУ имеют право: 6.2.1. Принимать участие в педагогических советах, психолого-педагогических консилиумах, заседаниях и т.д. 6.2.2. Посещать занятия, мероприятия с целью проведения наблюдений за поведением и деятельностью воспитанников детского сада. 6.2.3. Знакомиться с необходимой для работы педагогической документацией. 6.2.4. Выступать с обобщением опыта своей работы. 6.2.5. Вести работу по пропаганде психолого-педагогических знаний, путем лекций, бесед, выступлений, тренингов и др. 6.2.6. Участвовать в курировании социально-психологической практики студентов колледжей, ВУЗов и т.д. 6.2.7. Определять и выбирать направления и формы повышения квалификации в соответствии с собственными профессиональными потребностями. 7. Документация психологической службы 7.1. Документация психологической службы включает: а) Положение о психологической службе дошкольного образовательного учреждения; б) годовой план работы, составленный в соответствии с годовым планом дошкольного образовательного учреждения; в) календарные планы; г) банк психодиагностических методик; д) карта психологического развития; е) журнал коррекционно-развивающей работы педагога-психолога; ж) журнал регистрации индивидуальных консультаций; з) журнал учета видов работы (регистрационный) 6 и) планы и программы проводимых занятий с воспитанниками, педагогическим коллективом, родителями (по направлениям деятельности: развивающая, коррекционная, профилактическая); к) аналитико- статистический полугодовой отчет (по стандартизированной форме) л) аналитические справки о проделанной работе; м) результаты психодиагностики (протоколы обследования, заключения, сводные таблицы); н) методические разработки и рекомендации по работе с родителями (законными представителями) воспитанников дошкольного образовательного учреждения и воспитателями детского сада. 8. Заключительные положения 8.1. Настоящее Положение о психологической службе является локальным нормативным актом ДОУ, принимается на педагогическом совете, согласовывается с родительским комитетом и утверждается (либо вводится в действие) приказом заведующего дошкольным образовательным учреждением. 8.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации. 8.3. Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.8.1 настоящего Положения. 8.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу. 7 Лист ознакомления с Положением о психологической службе № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. Фамилия, имя, отчество родителя (законного представителя) Дата ознакомления Подпись 8 Лист ознакомления работников с Положением № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. Фамилия, имя, отчество работника Дата ознакомления Подпись 9 40. 41. 42. 43. 44. 45. 46. 47. 48. 49. 50. 51. 52. 53. 54. 55. 56. 57. 58. 59. 60. 61. 62. 63. 64. 65. 66. 67. 68. 69. 70. 71. 72. 73. 74. 75. 76. 77. 78. 79. 80. 81. 82.