Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Керчи Республики Крым «Детский сад комбинированного вида №6 «Радуга» СОГЛАСОВАНО педагогическим советом МБДОУ г. Керчь РК «Детский сад комбинированного вида №6 «Радуга» (протокол от 28.08.2024г. № 1) УТВЕРЖДАЮ Заведующий МБДОУ г. Керчь РК «Детский сад комбинированного вида №6 «Радуга» _____________О.В. Ворон «28» августа 2024 г. ПОЛОЖЕНИЕ о внутренней системе оценки качества образования в ДОУ г. Керчь 2 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение о внутренней системе оценки качества образования в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении города Керчи Республики Крым «Детский сад комбинированного вида №6 «Радуга» разработано в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями от 25 декабря 2023 года, Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» с изменениями от 8 ноября 2022 года, Приказом Минпросвещения России от 31 июля 2020 г. № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам дошкольного образования» с изменениями от 25 октября 2023 года, Приказом МОиН РФ «Об утверждении порядка проведения самообследования образовательной организацией» от 14.06.2013 № 462 с изменениями от 14 декабря 2017 года, Приказом МОиН РФ «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию» от 10.12.2013 № 1324 с изменениями от 6 мая 2022 года, а также Уставом дошкольного образовательного учреждения и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими деятельность организаций, осуществляющих образовательную деятельность. 1.2. Данное Положение о внутренней системе оценки качества образования в ДОУ (далее – Положение) определяет цели, задачи и принципы системы оценки качества образования в детском саду (далее – ВСОКО), ее организационную и функциональную структуру, содержание процедур контроля и экспертной оценки качества образования и общественное участие в оценке и контроле качества образования, устанавливает единые требования при проведении мониторинга качества образования (далее — мониторинг) в дошкольном образовательном учреждении. 1.3. Система мониторинга качества образования является составной частью системы оценки качества образования и служит информационным обеспечением образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения. 1.4. Внутренняя система оценки качества образования (ВСОКО) представляет собой совокупность организационных структур, норм и правил, диагностических и оценочных процедур, обеспечивающих на единой основе оценку образовательных достижений воспитанников, эффективности образовательной программы дошкольного образования с учетом запросов основных пользователей результатов системы оценки качества образования. 1.5. Основными пользователями результатов системы оценки качества образования ДОУ являются: воспитатели, воспитанники и их родители, педагогический совет детского сада, экспертные комиссии при проведении процедур аттестации работников дошкольного образовательного учреждения. 1.6. Настоящее Положение о внутреннем мониторинге оценки качества образования в ДОУ распространяется на деятельность всех работников детского сада, осуществляющих профессиональную деятельность в соответствии с трудовым договором, в том числе, на сотрудников, работающих по совместительству в дошкольном образовательном учреждении. 1.7. В настоящем Положении используются следующие термины: 1. Качество образования – комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная 3 деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы. 2. Система оценки качества дошкольного образования – совокупность взаимосвязанных субъектов, объектов, показателей, критериев, способов, механизмов и процедур оценивания основных качественных характеристик дошкольного образования, свидетельствующих о выполнении установленных нормативов, стандартов, требований и ожиданий (потребностей) родителей воспитанников дошкольных образовательных организаций. 3. Качество условий – выполнение санитарно-гигиенических норм организации образовательного процесса; организация питания в дошкольном учреждении; реализация мер по обеспечению безопасности воспитанников в организации образовательного процесса. 4. Качество образования ДО – это соответствие системы дошкольного образования, происходящих в ней процессов и достигнутых результатов ожиданиям и требованиям государства (ФГОС ДО), общества и различных групп потребителей: детей, родителей, педагогов ДОУ, учителей начальной школы (учитывая муниципальную стратегию, гражданский заказ.) 5. Контроль за образовательной деятельностью в рамках реализации Программы в ДОУ осуществляется не за образовательными результатами детей, а за условиями ее реализации, которые и способствуют достижению детьми определенных образовательных результатов. Используемые в детском саду критерии оценки эффективности деятельности отдельных работников должны быть построены на показателях, характеризующих создаваемые ими условия, при реализации образовательной программы (комментарии к ФГОС дошкольного образования, письмо Минобрнауки РФ от 28 февраля 2014 г. № 08-249). 6. Оценивание качества – оценивание соответствия образовательной деятельности, реализуемой ДОУ, заданным требованиям Стандарта и Программы в дошкольном образовании направлено, в первую очередь, на оценивание созданных организацией условий в процессе образовательной деятельности. 7. Критерий – признак, на основании которого производится оценка, классификация оцениваемого объекта. 8. Мониторинг в системе образования – комплексное аналитическое отслеживание процессов, определяющих количественно-качественные изменения качества образования, результатом которого является установление степени соответствия измеряемых образовательных результатов, условий их достижения и обеспечение общепризнанной, зафиксированной в нормативных документах и локальных актах, системе государственно-общественных требований к качеству образования, а также личностным ожиданиям участников образовательного процесса. 9. Экспертиза – всестороннее изучение и анализ состояния, условий и результатов образовательной деятельности. 10. Измерение – метод регистрации состояния качества образования, а также оценка уровня образовательных достижений, которые имеют стандартизированную форму и содержание которых соответствует реализуемым образовательным программам. 11. Государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Государственный образовательный стандарт дошкольного образования является ориентиром для независимой оценки качества дошкольного образования. 1.8. Учреждение обеспечивает разработку и функционирование внутренней системы оценки качества, обеспечивает оценку, учет и дальнейшее использование полученных результатов. 4 1.9. Положение распространяется на деятельность всех работников Учреждения, осуществляющих профессиональную деятельность в соответствии с трудовыми договорами, в том числе, работающих по совместительству. 1.10.Информация, полученная в ходе проведения процедуры оценки качества, может быть использована для выработки и корректировки общей деятельности Учреждения в целом, либо отдельных его направлений, а также принятия оптимальных управленческих решений по повышению качества воспитательного и образовательного процесса. 1.11. Направления мониторинга определяются, исходя из оцениваемого аспекта качества образования по результатам работы дошкольного образовательного учреждения за предыдущий учебный год, в соответствии с проблемами и задачами на текущий год. 1.12. На основании данного Положения ДОУ обеспечивает разработку, внедрение, проведение необходимых оценочных процедур, анализ, учет и дальнейшее использование полученных результатов. 1.13. Экспертная рабочая группа для проведения ВСОКО создается на основании приказа заведующего ДОУ в количестве 4-5 человек. 1.14. Система внутреннего мониторинга является составной частью годового плана работы ДОУ. 1.15. Срок данного Положения не ограничен. Положение действует до принятия нового. 2. Основные цели, задачи и принципы внутренней системы оценки качества образования 2.1.Целью внутренней системы оценки качества образования является управление качеством образования дошкольников путем выявления соответствия организации образовательного процесса и ее результатов нормативным требованиям. 2.2. Основными задачами внутренней системы оценки качества образования являются: проведение самообследования, включающего самоанализ ОП ДО и условий их реализации; изучение результатов освоения детьми основных образовательных программ дошкольного образования; организация сбора, хранения, обработки и распространения информации о реализации ОП ДО, их соответствие нормативным требованиям. 2.3. Результаты мониторинга освоения детьми ОП ДО могут быть использованы для решения следующих задач: для оценки эффективности взаимодействия педагога и ребенка в рамках образовательного процесса; для построения взаимодействия с ребенком, с учетом индивидуальных особенностей и с целью улучшения освоения им ОП ДО; 2.4. Назначение ВСОКО – обеспечение детского сада информацией: о качестве образовательной деятельности по реализации ОП ДО в детском саду; качестве условий в детском саду, обеспечивающих реализацию ОП ДО; качестве образовательных результатов, достигнутых при реализации ОП ДО. 2.5. Основными принципами внутренней системы оценки качества образования в детском саду являются: принцип объективности, достоверности, полноты и системности информации о качестве образования; принцип открытости, прозрачности процедур оценки качества образования; принцип доступности информации о состоянии и качестве образования для участников образовательных отношений; 5 принцип оптимальности использования источников первичных данных для определения показателей качества и эффективности образования (с учетом возможности их многократного использования); принцип инструментальности и технологичности используемых показателей (с учетом существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию); принцип взаимного дополнения оценочных процедур, установление между ними взаимосвязей и взаимозависимостей; принцип соблюдения морально-этических норм при проведении процедур оценки качества образования в детском саду. 3. Организационная и функциональная структура внутренней системы оценки качества образования 3.1. Организационная структура ДОУ, занимающаяся ВСОКО и интерпретацией полученных результатов, включает в себя: администрацию дошкольного образовательного учреждения, педагогический совет и членов экспертной рабочей группы. 3.2. Администрация дошкольного образовательного учреждения: 1. формирует блок локальных актов, регулирующих функционирование ВСОКО ДОУ и приложений к ним, утверждает их приказом заведующего дошкольным образовательным учреждением и контролирует их исполнение; 2. разрабатывает мероприятия и готовит предложения, направленные на совершенствование системы оценки качества образования дошкольного образовательного учреждения, участвует в этих мероприятиях; 3. обеспечивает на основе образовательной программы дошкольного образования проведение в детском саду контрольно-оценочных процедур, мониторинговых, социологических и статистических исследований по вопросам качества образования; 4. организует систему мониторинга качества образования в ДОУ, осуществляет сбор, обработку, хранение и представление информации о состоянии и динамике развития, анализирует результаты оценки качества образования на уровне детского сада; 5. организует изучение информационных запросов основных пользователей системы оценки качества образования; 6. обеспечивает условия для подготовки работников ДОУ и общественных экспертов по осуществлению контрольно-оценочных процедур; 7. обеспечивает предоставление информации о качестве образования на муниципальный и региональный уровни системы оценки качества образования; 8. формирует информационно-аналитические материалы по результатам (анализ работы ДОУ за учебный год, самообследование деятельности дошкольного образовательного учреждения); 9. принимает управленческие решения по развитию качества образования на основе анализа результатов, полученных в процессе реализации ВСОКО. 3.3. Экспертная рабочая группа: 1. создаётся по приказу заведующего на начало каждого учебного года; 2. разрабатывает методики ВСОКО; 3. участвует в разработке системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития ДОУ; 4. готовит предложения для администрации по выработке управленческих решений по результатам ВСОКО на уровне дошкольного учреждения; 5. обеспечивает на основе ОП ДО и АОП ДО в дошкольном учреждении контрольнооценочные процедуры, мониторинговые, социологические и статистические исследования по вопросам качества образования. 3.4. Педагогический совет ДОУ: 6 1. принимает участие в формировании информационных запросов основных пользователей ВСОКО дошкольного образовательного учреждения; 2. принимает участие в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития ВСОКО в ДОУ; 3. содействует определению стратегических направлений развития системы образования в детском саду; 4. принимает участие в экспертизе качества образовательных результатов, условий организации образовательной деятельности в ДОУ; 5. содействует организации работы по повышению квалификации педагогических работников, развитию их творческих инициатив; 6. заслушивает информацию и отчеты педагогических работников, доклады представителей организаций и учреждений, взаимодействующих с дошкольным образовательным учреждением по вопросам образования, в том числе сообщения о проверке соблюдения санитарно-гигиенического режима в детском саду, об охране труда, здоровья и жизни воспитанников и другие вопросы образовательной деятельности МБДОУ. 4. Реализация внутреннего мониторинга качества образования 4.1. Реализация внутреннего мониторинга качества образования осуществляется на основе нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих реализацию всех процедур контроля и оценки качества образования. 4.2. Мероприятия по реализации целей и задач ВСОКО планируются и осуществляются на основе проблемного анализа образовательной деятельности детского сада, определения методологии, технологии и инструментария оценки качества образования. 4.3. Процесс ВСОКО состоит из следующих этапов: 4.3.1. Нормативно-установочный: определение основных показателей, инструментария, определение ответственных лиц, подготовка приказа о сроках проведения. 4.3.2. Информационно-диагностический: сбор информации с помощью подобранных методик. 4.3.3. Аналитический: анализ полученных результатов, сопоставление результатов с нормативными показателями, установление причин отклонения, оценка рисков. 4.3.4. Итогово – прогностический: предъявление полученных результатов на уровень педагогического коллектива, разработка дальнейшей стратегии работы ДОУ. 4.4. Предметом системы оценки качества образования являются: а. качество условий реализации ОП ДО/АОП ДО дошкольного образовательного учреждения; б. качество организации образовательной деятельности, включающей условия организации образовательной деятельности, в том числе доступность образования, условия комфортности получения образования, материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, организация питания; в. качество образовательной программы дошкольного образования и дополнительных общеразвивающих программ, принятых и реализуемых в детском саду, условия их реализации; г. воспитательная работа; 7 д. профессиональная компетентность педагогов, их деятельность по обеспечению требуемого качества результатов образования; е. эффективность управления качеством образования и открытость деятельности дошкольного образовательного учреждения; ж. состояние здоровья воспитанников. 4.5. Содержание процедуры ВСОКО включает в себя следующие требования: 4.5.1. Требования к психолого – педагогическим условиям: наличие диагностического минимума для психолого-педагогического отслеживания динамики развития воспитанников, в том числе измерение их личностных образовательных результатов; наличие условий для медицинского сопровождения воспитанников в целях охраны и укрепления их здоровья, коррекции, имеющихся проблем со здоровьем; наличие консультативной поддержки педагогов и родителей (законных представителей) по вопросам коррекции, образования воспитанников, инклюзивного образования; наличие организационно-методического сопровождения процесса реализации ОП ДО/АОП ДО, в том числе, в плане взаимодействия с социумом; оценка возможности предоставления информации о ОП ДО/АОП ДО семьям воспитанников и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательный процесс, а также широкой общественности; оценка эффективности оздоровительной работы (здоровьесберегающие мероприятия, режим дня и т.п.). 4.5.2. Требования к кадровым условиям: укомплектованность кадрами; образовательный ценз педагогов; соответствие профессиональным компетенциям; уровень квалификации (динамика роста числа работников, прошедших аттестацию); динамика роста категорийности; результативность квалификации (профессиональные достижения педагогов); наличие кадровой стратегии. 4.5.3. Требования материально-техническим условиям: оснащенность групповых помещений, кабинетов современным оборудованием, средствами обучения и мебелью; оценка состояния условий образования в соответствии с нормативами и требованиями СанПиН; оценка соответствия службы охраны труда и обеспечения безопасности (ТБ, ОТ, ППБ, производственной санитарии, антитеррористической безопасности) требованиям нормативных документов; информационно-технологическое обеспечение (наличие технологического оборудования, сайта, программного обеспечения). 4.5.4. Требования к финансовым условиям: финансовое обеспечение реализации ОП ДО/АОП ДО ДОУ осуществляется исходя из стоимости услуг на основе государственного (муниципального) задания. 4.5.5. Требования к развивающей предметно – пространственной среде: а. соответствие компонентов предметно – пространственной среды ФГОС ДО; б. организация образовательной среды и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приложение 1) насыщенность предметно-пространственной среды; трансформируемость пространства; полифункциональность игровых материалов; вариативность предметно-пространственной среды; 8 в. г. д. е. доступность предметно-пространственной среды; безопасность предметно-пространственной среды. наличие условий для общения и совместной деятельности воспитанников и взрослых, двигательной активности, а также возможности для уединения; учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность. Материально-технических условий (Приложение 2): требования к материально-техническому обеспечению образовательных программ; требования к средствам обучения и воспитания, используемым в образовательной деятельности, в соответствии с санитарными правилами и нормами; требования к состоянию и содержанию территории, зданий и помещений в соответствии с санитарными правилами и нормами; требования к контролю организации питания; требования к организации медицинского обслуживания воспитанников; требования к охране здания и территории; требования, определяемые в соответствии с правилами пожарной безопасности; требования к информационному обеспечению; требования к доступной среде. Кадровых условий (Приложение 3): укомплектованность педагогическими кадрами; уровень образования педагогических кадров; уровень квалификации педагогических кадров; дополнительное профессиональное образование педагогических работников; компетентность педагогических кадров; профессиональные достижения педагогических кадров. Психолого-педагогических условий (Приложение 4): уважительное отношение педагога к человеческому достоинству детей; формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях; использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям; построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития; поддержка педагогом положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности; поддержка инициативы и самостоятельности детей в деятельности, специфических для них видах деятельности; возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения; защита детей от всех форм физического и психического насилия; поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность. Финансовых условий (Приложение 5): расходы на оплату труда работников; расходы на приобретение средств обучения и воспитания, соответствующих материалов; расходы, связанные с дополнительным профессиональным образованием педагогических работников по профилю их педагогической деятельности; 9 контроль информации о финансовом обеспечении, представленной на официальном сайте детского сада; предоставление дополнительных образовательных услуг. 4.6. Содержание процедуры оценки системы качества организации образовательной деятельности включает в себя оценку (Приложение 6): рациональности формирования рабочих программ (выбора методов и технологий в соответствии с содержанием образовательной программы дошкольного образования); качества осуществления педагогами образовательной деятельности в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, изобразительной, физической, конструктивной, музыкальной, чтения художественной литературы) и в ходе режимных моментов; качества организации педагогами самостоятельной деятельности детей; качества построения сотрудничества с родителями (законными представителями) воспитанников. 4.7. Содержание процедуры оценки системы качества результатов освоения ОП ДО включает в себя оценку: динамики индивидуального развития детей при освоении образовательной программы дошкольного образования ОП ДО, АОП ДО; (Приложение 7). динамики показателей здоровья детей; динамики уровня адаптации воспитанников к условиям детского сада; уровня развития способностей и склонностей, интересов детей (их образовательных достижений); уровня формирования у старших дошкольников предпосылок к образовательной деятельности; уровня удовлетворенности родителей (законных представителей) качеством образования в ДОУ (Приложение 8). 4.8. Для осуществления процедуры внутренней системы оценки качества образования в ДОО составляется план функционирования внутренней системы оценки качества образования на учебный год, в котором определяются формы, направления, сроки, порядок проведения оценки качества образования, ее периодичность, ответственные и исполнители. План внутреннего мониторинга является составной частью планирования деятельности ДОО на учебный год. 4.9. Процедура проведения ВСОКО предполагает следующий алгоритм действий: 1. сбор информации на основе используемых методик; 2. анализ и обработка полученных данных, сопоставление с нормативными показателями; 3. рассмотрение полученных результатов на педагогическом совете ДОУ; 4. выявление влияющих на качество образования факторов, принятие управленческих решений по устранению отрицательных последствий; 5. формулирование основных стратегических направлений развития образовательной деятельности на основе анализа полученных данных. 4.10. Критерии выступают в качестве инструмента, призванного наполнить содержанием оценку и обеспечить измерение уровня достижений результатов деятельности дошкольного образовательного учреждения. 4.11. Критерии представлены набором расчетных показателей, которые при необходимости могут корректироваться. 4.12. Периодичность проведения ВСОКО – один раз в год, в итоге составляется аналитический отчёт (по результатам сравнительно-аналитической деятельности на начало и конец учебного года, для детей с ОВЗ по решению ПМПк). 10 4.13. По итогам анализа полученных данных мониторинга готовятся соответствующие документы — аналитические справки и приказы, отчеты со схемами, таблицами, графиками, диаграммами, обработанные с использованием стандартизированных компьютерных программ, публичный доклад, самообследование, которые доводятся до сведения педагогического коллектива ДОУ, учредителя, родителей (законных представителей). 4.14. Результаты мониторинга являются основанием для принятия административных решений на уровне дошкольного образовательного учреждения. 4.15. Администрация детского сада ежегодно публикует доклад о состоянии качества образования на официальном сайте ДОУ в сети Интернет https://raduga6.tvoysadik.ru/ . 5. Общественное участие в оценке и контроле качества образования 5.1. Придание гласности и открытости результатам оценки качества образования осуществляется путем предоставления информации: 5.1.1. Результаты мониторинговых исследований оформляются в схемах, графиках, таблицах, диаграммах, содержащих конкретные, реально выполнимые рекомендации. 5.1.2. По итогам анализа полученных данных ВСОКО, готовится аналитический отчет, который доводится до сведения педагогического коллектива и родителей (законных представителей) воспитанников. 5.1.3. Результаты ВСОКО являются основанием для принятия организационных и управленческих решений на уровне образовательной организации: принятию обоснованных управленческих решений по повышению качества образования в Учреждении; повышению уровня информированности потребителей образовательных услуг; обеспечению объективности промежуточных и итоговых результатов освоения ОП ДО. 5.2.Дошкольная система оценки качества образования предполагает участие в осуществлении оценочной деятельности общественности и профессиональных объединений в качестве экспертов. Требования к экспертам, привлекаемым к оценке качества образования, регламентирующими реализацию процедур контроля и оценки качества образования устанавливаются нормативными документами. 6. Заключительные положения 6.1. Настоящее Положение о системе внутреннего мониторинга оценки качества образования является локальным нормативным актом ДОУ, принимается на Педагогическом совете и утверждается (либо вводится в действие) приказом заведующего дошкольным образовательным учреждением. 6.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации. 6.3. Положение о внутренней системе оценки качества образования дошкольного образовательного учреждения принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.6.1. настоящего Положения. 6.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу. 11 Лист ознакомления работников с Положением № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. Фамилия, имя, отчество работника Должность Дата ознакомления Подпись 12 40. 41. 42. 43. 44. 45. 46. 47. 48. 49. 50. 51. 52. 53. 54. 55. 56. 57. 58. 59. 60. 61. 62. 63. 64. 65. 66. 67. 68. 69. 70. 71. 72. 73. 74. 75. 76. 77. 78. 79. 80. 81. 82. 83. 13 84. 85. 86. 87. 88. 89. 90. 91. 92. 93. 94. 95. 96. 97. 98. 99. 100. 101. 102. 103. 104. 105. 106. 107. 108. 109. 110. 111. 112. 113. 114. 115. 116. 117. 118. 119. 120. 121. 122. 123. 124. 125. 126. 14