Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Положение о системе наставничества в МБДОУ №6 "Радуга"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Керчи
Республики Крым «Детский сад комбинированного вида №6 «Радуга»

Принято
педагогическим советом
протокол №_____
от__________20 __ г.

Утверждаю
Заведующий Муниципального бюджетного
дошкольного образовательного учреждения
г. Керчи РК «Детский сад комбинированного
вида №6 «Радуга»
_______________________ Ворон О.В.
Приказ №_____ от ____________20__г.

ПОЛОЖЕНИЕ
о системе наставничества педагогических работников в
МБДОУ г. Керчи РК «Детский сад комбинированного
вида №6 «Радуга»

г. Керчь
2022г.

1. Общие положения
1.1.Настоящее Положение о системе наставничества педагогических
работников МБДОУ г. Керчи РК «Детский сад комбинированного вида №6
«Радуга» определяет цели, задачи, формы и порядок осуществления
наставничества (далее - Положение). Разработано в соответствии с нормативноправовой базой в сфере образования и наставничества.
1.2. В Положении используются следующие понятия:
Наставник – опытный педагог, обладающий высокими профессиональными и
нравственными качествами, знаниями в области методики преподавания и
воспитания.
Наставляемый - молодой специалист, начинающий педагог – как правило,
овладевший знаниями основ педагогики и психологии по программе подготовки
или переподготовки педагогов ДОУ, проявивший желание и склонность к
дальнейшему совершенствованию своих навыков и умений. Он повышает свою
квалификацию под непосредственным руководством и в процессе непрерывного
сопровождения со стороны наставника по согласованному индивидуальному
плану профессионального становления.
Наставничество в ДОУ предусматривает систематическую индивидуальную
работу Наставника по развитию у Наставляемого, необходимых навыков и
умений ведения педагогической деятельности. Оно призвано наиболее глубоко и
всесторонне развивать имеющиеся у Наставляемого знания в области предметной
и методической, а также коммуникативные и психолого-педагогические
компетенции.
Основными принципами системы наставничества педагогических работников
являются:
1) принцип научности - предполагает применение научно-обоснованных
методик и технологий в сфере наставничества педагогических работников;
2) принцип системности и стратегической целостности - предполагает
разработку и реализацию практик наставничества с максимальным охватом всех
необходимых компонентов системы образования на федеральном, региональном,
муниципальном уровнях и уровне образовательной организации
3) принцип легитимности подразумевает соответствие деятельности по
реализации программы наставничества законодательству Российской Федерации,
региональной нормативно-правовой базе;
4) принцип обеспечения суверенных прав личности предполагает приоритет
интересов личности и личностного развития педагога в процессе его
профессионального и социального развития, честность и открытость
взаимоотношений, уважение к личности наставляемого и наставника;
5) принцип добровольности, свободы выбора, учета многофакторности в
определении и совместной деятельности наставника и наставляемого;

6) принцип аксиологичности подразумевает формирование у наставляемого и
наставника ценностных отношений к профессиональной деятельности, уважения
к личности, государству и окружающей среде, общечеловеческим ценностям;
7) принцип личной ответственности предполагает ответственное поведение
всех субъектов наставнической деятельности – куратора, наставника,
наставляемого и пр. к внедрению практик наставничества, его результатам,
выбору коммуникативных стратегий и механизмов наставничества;
8) принцип индивидуализации и персонализации наставничества направлен на
сохранение индивидуальных приоритетов в создании для наставляемого
индивидуальной траектории развития;
9) принцип равенства признает, что наставничество реализуется людьми,
имеющими равный социальный статус педагога с соответствующей системой
прав, обязанностей, ответственности, независимо от ролевой позиции в системе
наставничества.
Участие в системе наставничества не должно наносить ущерба образовательному
процессу образовательной организации.
2. Цель и задачи системы наставничества. Формы наставничества
Цель системы наставничества педагогических работников в образовательной
организации – реализация комплекса мер по созданию эффективной среды
наставничества в образовательной организации, способствующей непрерывному
профессиональному росту и самоопределению, личностному и социальному
развитию педагогических работников, самореализации и закреплению
молодых/начинающих специалистов в педагогической профессии.
Задачи системы наставничества педагогических работников:
содействовать
созданию
в
образовательной
организации
психологически
комфортной
образовательной
среды
наставничества,
способствующей раскрытию личностного, профессионального, творческого
потенциала
педагогов
путем
проектирования
их
индивидуальной
профессиональной траектории;
- оказывать помощь в освоении цифровой информационнокоммуникативной
среды,
эффективных
форматов
непрерывного
профессионального развития и методической поддержки педагогических
работников образовательной организации, региональных систем научнометодического сопровождения педагогических работников и управленческих
кадров;
- содействовать участию в стратегических партнерских отношениях,
развитию горизонтальных связей в сфере наставничества на школьном и
внешкольном уровнях;
- способствовать развитию профессиональных компетенций педагогов в
условиях цифровой образовательной среды, востребованности использования

современных информационно-коммуникативных и педагогических технологий
путем внедрения разнообразных, в том числе реверсивных, сетевых и
дистанционных форм наставничества;
- содействовать увеличению числа закрепившихся в профессии
педагогических кадров, в том числе молодых/начинающих педагогов;
- оказывать помощь в профессиональной и должностной адаптации
педагога, в отношении которого осуществляется наставничество, к условиям
осуществления педагогической деятельности конкретной образовательной
организации, ознакомление с традициями и укладом учреждения, а также в
преодолении профессиональных трудностей, возникающих при выполнении
должностных обязанностей;
- обеспечивать формирование и развитие профессиональных знаний и
навыков педагога, в отношении которого осуществляется наставничество;
- ускорять процесс профессионального становления и развития педагога,
в отношении которых осуществляется наставничество, развитие их способности
самостоятельно, качественно и ответственно выполнять возложенные
функциональные обязанности в соответствии с замещаемой должностью;
- содействовать в выработке навыков профессионального поведения
педагогов,
в
отношении
которых
осуществляется
наставничество,
соответствующего профессионально-этическим принципам, а также требованиям,
установленным законодательством;
- знакомить педагогов, в отношении которых осуществляется
наставничество, с эффективными формами и методами индивидуальной работы и
работы в коллективе, направленными на развитие их способности самостоятельно
и качественно выполнять возложенные на них должностные обязанности,
повышать свой профессиональный уровень.
В МБДОУ г. Керчи РК «Детский сад комбинированного вида № 6 «Радуга»
применяются разнообразные формы наставничества («педагог – педагог»,
«руководитель образовательной организации – педагог», «работодатель – студент»
и другие) по отношению к наставнику или группе наставляемых. Применение
форм наставничества выбирается в зависимости от цели персонализированной
программы
наставничества
педагога,
имеющихся
профессиональных
затруднений, запроса наставляемого и имеющихся кадровых ресурсов. Формы
наставничества используются как в одном виде, так и в комплексе в зависимости
от запланированных эффектов.
Наставничество в группе – форма наставничества, когда один наставник
взаимодействует с группой наставляемых одновременно (от двух человек).
Краткосрочное или целеполагающее наставничество – наставник и
наставляемый встречаются по заранее установленному графику для постановки
конкретных целей, ориентированных на определенные
краткосрочные

результаты.
Реверсивное наставничество – профессионал младшего возраста
становится наставником опытного работника по вопросам новых тенденций,
технологий, а опытный педагог становится наставником молодого педагога в
вопросах методики и организации учебно-воспитательного процесса.
Ситуационное наставничество – наставник оказывает помощь или
консультацию всякий раз, когда наставляемый нуждается в них. Как правило,
роль наставника состоит в том, чтобы обеспечить немедленное реагирование на
ту или иную ситуацию, значимую для его подопечного.
Скоростное наставничество – однократная встреча наставляемого
(наставляемых)
с
наставником
более
высокого
уровня
(профессионалом/компетентным лицом) с целью построения взаимоотношений с
другими работниками, объединенными общими проблемами и интересами или
обменом опытом. Такие встречи помогают формулировать и устанавливать цели
индивидуального развития и карьерного роста на основе информации,
полученной из авторитетных источников, обменяться мнениями и личным
опытом, а также наладить отношения «наставник – наставляемый» («равный –
равному»).
3. Организация системы наставничества
Наставничество организуется на основании приказа заведующего ДОУ и по
обоюдному согласию Наставника и Наставляемого.
Наставник закрепляется за следующими категориями сотрудников ДОУ:
- впервые принятыми педагогами, не имеющими трудового стажа
педагогической деятельности в ДОУ;
- выпускниками очных высших и средних специальных учебных заведений,
прибывшими в ДОУ;
- выпускниками непедагогических профессиональных образовательных
учреждений, завершивших очное или заочное обучение, прошедших
профессиональную переподготовку по специальности Дошкольное образование и
не имеющими 5 лет трудового стажа педагогической деятельности в ДОУ.
Руководство деятельностью наставников осуществляет куратор и
координатор наставничества в ДОУ, которые подбирают наставника из наиболее
подготовленных педагогов, обладающих высоким уровнем профессиональной
подготовки, коммуникативными навыками и гибкостью в общении, имеющих
опыт воспитательной и методической работы, стабильные показатели в работе,
богатый жизненный опыт, способность и готовность делиться профессиональным
опытом, системное представление о педагогической деятельности и работе ДОУ,
предпочтительно стаж педагогической деятельности не менее пяти лет.
Наставник может иметь одновременно не более двух подшефных.

Кандидатуры наставников рассматриваются на заседаниях педагогического совета
и утверждаются на один учебный год приказом заведующего ДОУ при обоюдном
согласии Наставника и Наставляемого.
4. Права и обязанности наставника
Права наставника:
- привлекать для оказания помощи наставляемому других педагогических
работников образовательной организации с их согласия;
- знакомиться в установленном порядке с материалами личного дела
наставляемого или получать другую информацию о лице, в отношении которого
осуществляется наставничество;
- обращаться с заявлением к куратору и руководителю образовательной
организации с просьбой о сложении с него обязанностей наставника;
- осуществлять мониторинг деятельности наставляемого в форме личной
проверки выполнения заданий.
Обязанности наставника:
- руководствоваться требованиями законодательства Российской
Федерации, региональными и локальными нормативными правовыми актами
образовательной организации при осуществлении наставнической деятельности;
- находиться во взаимодействии со всеми структурами образовательной
организации;
- осуществлять включение молодого/начинающего специалиста в
общественную жизнь коллектива, содействовать расширению общекультурного и
профессионального кругозора, в т.ч. и на личном примере;
- создавать условия для созидания и научного поиска, творчества в
педагогическом процессе через привлечение к инновационной деятельности;
- участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической
деятельностью наставляемого, вносить предложения о его поощрении или
применении мер дисциплинарного воздействия;
- рекомендовать участие наставляемого в профессиональных
региональных и федеральных конкурсах, оказывать всестороннюю поддержку и
методическое сопровождение;
- обучать, консультировать и контролировать самостоятельное
проведение Настовляемым НОД, совместной деятельности с детьми и
организацию
самостоятельной
деятельности
детей
через
создание
пространственной предметно-развивающей среды;
- разрабатывать совместно с Наставляемым индивидуальный план
профессионального становления;
- давать конкретные задания с определенным сроком их выполнения;
контролировать работу, оказывать необходимую помощь;
- оказывать Наставляемому помощь в овладении педагогической
профессией, практическими приемами и способами качественного проведения
занятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки;

- личным примером развивать положительные качества Наставляемого,
корректировать его поведение в школе, привлекать к участию в общественной
жизни
коллектива,
содействовать
развитию
общекультурного
и
профессионального кругозора;
- участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и
общественной деятельностью Наставляемого, вносить предложения о его
поощрении или применении мер воспитательного и дисциплинарного
воздействия;
- вести учет работы Наставника и периодически докладывать Куратору
и координатору о процессе адаптации Наставляемого, результатах его труда;
подводить итоги профессиональной адаптации Наставляемого,
составлять отчет по итогам Наставничества с заключением о результатах
прохождения адаптации, с предложениями по дальнейшей работе.
5. Права и обязанности наставляемого
Права наставляемого:
- систематически повышать свой профессиональный уровень;
- участвовать в составлении персонализированной программы
наставничества педагогических работников;
- обращаться к наставнику за помощью по вопросам, связанным с
должностными обязанностями, профессиональной деятельностью;
- вносить на рассмотрение предложения по совершенствованию
персонализированных программ наставничества педагогических работников
образовательной организации;
- повышать квалификацию удобным для себя способом.
- обращаться к куратору и руководителю образовательной организации с
ходатайством о замене наставника.
Обязанности наставляемого:
- изучать Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации», иные федеральные, региональные,
муниципальные и локальные нормативные правовые акты, регулирующие
образовательную деятельность, деятельность в сфере наставничества
педагогических работников;
- реализовывать мероприятия плана наставничества в установленные
сроки;
- соблюдать правила внутреннего трудового распорядка образовательной
организации;
- знать обязанности, предусмотренные должностной инструкцией,
основные направления профессиональной деятельности, полномочия и
организацию работы в образовательной организации;
- выполнять указания и рекомендации наставника по исполнению
должностных, профессиональных обязанностей;
- совершенствовать профессиональные навыки, практические приемы и
способы качественного исполнения должностных обязанностей;

- устранять совместно с наставником допущенные ошибки и выявленные
затруднения;
– постоянно работать над повышением профессионального мастерства,
овладевать
практическими
навыками
по
занимаемой
должности,
совершенствовать свой образовательный и культурный уровень;
- проявлять дисциплинированность, организованность в работе;
- учиться у наставника передовым, инновационным методам и формам
работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним.
6. Заключительные положения
Настоящее Положение вступает в силу с момента утверждения
руководителем образовательной организации и действует бессрочно.
В настоящее Положение могут быть внесены изменения и
дополнения в соответствии с вновь принятыми законодательными и иными
нормативными актами Российской Федерации и вновь принятыми локальными
нормативными актами образовательной организации.



Контакты

298319, Крым Респ, Керчь г, Кирова ул, дом № 97

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.